|
| | |
всего сделано правок - 133, последняя: 2024.12.07
| | | Апокалипсис
Названия | | Apocalypto / Mel Gibson's Apocalypto |
Первый показ | | 2006.12.08 (США) |
Проголосовало | | 287 чел. | |  |
|
|
Цивилизация майя накануне прихода испанских завоевателей. Кровопролитные войны между соседними племенами, человеческие жертвоприношения, таинственные мистические ритуалы. Индейцы живут, точно последний день, не подозревая, что он воистину последний. Скоро в их владения вторгнутся конкистадоры. |
© Евгений Нефёдов, 2006.12.18 | Авторская оценка: 7/10 |
Не так уж редко бывает достаточно вдуматься в смысл названия, чтобы постичь глубинный смысл произведения. В данном случае авторы использовали греческое слово «апокалипто» (αποκαλύπτω), в дословном переводе означающее ‘разоблачение’ или ‘новое начало’. У многих, в том числе у представителей российской компании-дистрибьютора, конечно, возникла ассоциация с явлением, описанным в Библии, а именно – в Откровениях Иоанна Богослова. Но ведь слово «апокалипсис», со временем ставшее нарицательным, является лишь производным от того, которое вынесено в заголовок. И Мел Гибсон, скорее всего, намеренно закладывал подобные параллели, помня и о триумфе, что произвёли его «Страсти Христовы» /2004/ – экранная интерпретация событий Нового Завета, бескомпромиссная вплоть до натурализма. Стереотипы, как правило, чрезвычайно сильны. И подавляющее большинство зрителей, подозреваю, изначально1 настроилось на восприятие истории о закате цивилизации майя с позиций убеждённого христианина. Или по крайней мере, как у Ридли Скотта2, – в духе покаяния за дела единоверцев, именем Иисуса оправдывавших свои злодеяния, что впоследствии признал даже официальный Ватикан. И в некотором роде Мел Гибсон, написавший сценарий в соавторстве с дебютантом Фарадом Сафиниа, не позволяет публике обмануться в своих ожиданиях. Однако заслуга авторов заключается в том, что акцент сделан на совсем ином, а отнюдь не на данном, хорошо изученном аспекте, благодаря чему и эти, общеизвестные истины приобретают весьма нетривиальное звучание.
Разрушению готовых предубеждений способствует уже эпиграф, взятый из сочинения Уилла Дюранта3: «Великую цивилизацию невозможно покорить извне, пока она не разрушит себя изнутри». Да и тех, кто возложит ответственность за беды, заставившие некое племя майя путешествовать (в прологе) по джунглям в поисках новой жизни, на пришлецов из Старого Света, ждёт большой и не очень приятный сюрприз. Гибсон не просто сторонится демонстрировать умиление коренными народами Америки, которые, согласно расхожим представлениям, жили в единении с природой, в мире и согласии. Нечто подобное относится разве что к гордым, независимым племенам, обитающим в деревнях в отдалении от крупных городов, – подобным тому, сыном вождя в котором является охотник по имени Лапа Ягуара. Эпизод их варварского порабощения и последующей доставки в столицу некой воинственной ордой братьев по крови предельно жесток и честен. Сожжённые дотла жилища, окровавленная лесная опушка, буквально устланная горами трупов, и группа беспомощных маленьких детей, оставленных нападавшими за ненадобностью – на верную погибель. И, наверное, непросто подыскать в мировой кинематографии столь же яркий и убедительный пример омерзительного зрелища, изобличающего само понятие цивилизации. Скопище рабов, с головы до пят покрытых белой пылью… До отвращения высокомерная знать, облаченная в соответствии с местными поветриями… Торговля людьми на манер скота… Беснующиеся толпы, взбудораженные эпидемией чумы и в экстазе взывающие к государю, почти недосягаемому в своём напускном величии… Наконец, кровавые ритуалы человеческих жертвоприношений, призванные умилостивить грозное божество. Гибсон заставляет, как говорится, кожей почувствовать процесс разложения могущественной империи, силой подчинившей слабых, – ощутить ту гниль, что, помнится, поразила изнутри и Датское королевство. И уже не требуется леденящего кровь предсказания поражённой болезнью девочки, случайно встретившейся отряду в дороге, которая значительно вещает о приближающемся закате времён. А сам апокалипсис свершается тихо и почти по-будничному. С прибытием нескольких кораблей с конкистадорами небо не затягивается тучами, солнце не перестаёт светить и даже вроде как прекращается ливень. Однако пути назад уже точно не будет.
Таким образом, написать картину конца света если и входило в задачу авторов, то – лишь во вторую очередь. Мел Гибсон именно что разоблачает тех, кто с избытком создал предпосылок для скорого и в целом несложного изничтожения цивилизации со всеми её многовековыми памятниками и достижениями. Несмотря на существующие загадки, само собой напрашивается допущение, что причина – не только в военно-техническом и тактическом превосходстве над индейцами испанцев, которых и было-то до смешного мало. К моменту высадки конкистадоров империя майя уже представляла собой колосс на глиняных ногах – безудержно разросшийся организм, пожирающий самоё себя и держащийся на низменных человеческих страстях. Лапа Ягуара, выдержавший немыслимые испытания, спасаясь от преследователей4, останется чуть ли не единственным (и символически, и едва ли не буквально), кому суждено пережить смуту и сохранить память о существовании самой культуры майя…
Обращаясь к прошлому, Мел Гибсон уже в третий раз создаёт произведение, злободневность которого очевидна. Даже не требуется проводить прямые параллели с политической ситуацией в той или иной части земного шара сегодня. Арабский мир, США, претендующие на роль мирового лидера, или Европа, провозгласившая себя образцом цивилизованности. Любая канувшая в Лету империя и, более того, каждая цивилизация, оставившая после себя лишь жалкие осколки, поглощённая силами извне, разрушалась, безусловно, по-своему. Только вот законы, довлеющие над обществом, действуют всякий раз одни и те же. Ещё гражданин Воланд пришёл к выводу, что человек ничуть не изменился за прошедшие тысячелетия.
__________ 1 – Здесь сыграл свою роль и недавний скандал с участием кумира, заставивший заподозрить в нём слишком уж фанатичного католика. 2 – Разумеется, в «Царствии небесном» /2005/, безжалостно вскрывающем подоплёку средневековых «крестовых походов». 3 – Соавтор (вместе с Ариэль Дюрант) «Истории цивилизации», признание которой пришлось на годы возмужания самого Гибсона. 4 – Некоторые западные обозреватели даже заговорили об архетипичности самой ситуации травли человека другими людьми.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Гибсон напомнил мне в этом фильме сумашедшего вивисектора, который рассчитывает удивить студентов филологического факультета, вскрывая еще живых кроликов. Зачем нужен этот ненормальный натурализм? "Страсти Христовы" был великолепным фильмом наверное потому, что сценарий писал не Гибсон, а катарсис, который испытывает зритель в конце является прямым следствием напряжения и боли крестного пути. В "Апокалипсисе" мегалитры крови нужны были только для того, чтобы показать, что приплывшие испанцы прольют еще больше? А это что, никому не известно? Вся погоня по джунглям - есть чистейшей воды боевик, когда знаешь, что если героя ранят, то он обязательно доживет до финала. Дальше: закат империи майя. Ничего принципиально нового не предложили, только странную аналогию с агонизирующим поздним Римом, только с тошнотворно кровавой спецификой, и хитрый взляд жреца, ловко управляющего толпой. Боюсь предположить, что снимет Гибсон в следующий раз, наверное историю инквизиции, благо там можно очень живенько воссоздать тяжкую работу пыточных дел мастеров.
|
Очень похоже на Страсти Христовы - тот же жутко скучный и ужасно занудный садизм, который здесь к середине фильма перетекает в такой же скучный и такой же занудный экшн. У Мамору Осии в его Авалоне было, во-первых, все-таки подинамичнее, а во-вторых, красиво, местная же получасовая погоня не радует ни красивыми кадрами, ни захватывающими, да и вообще ничем не радует. Собственно, единственная интересная (да и пожалуй единственная осмысленная) вещь - сказка, которую практически в самом начале фильма рассказывает старый индеец собравшимся у костра соплеменникам. Остальное - ноль.
|
Натурализм фильма вполне оправдан. Каждый из моментов уместен. Фильм получился живым и правдивым. о человеческой природе... о жизни... Просто получила огромное удовольствие, очень правдиво. Хочется сказать огромное спасибо создателям фильма, людям нужно напоминать, какие они животные, независимо от эры и цивилизации. Фильм-то о нас. И спасибо за открытие актера, Янгблад великолепно вписывается, веришь от начала до конца.
|
Апокалипсис фильм про здоровый образ жизни. Все быстро бегают даже простреленные насквозь стрелами. Далеко кидают копья и метко стреляют из лука. Фильм - олимпиада короче. Обычный боевичек на свежем воздухе и экзотических дикорациях. Инков с ацтеками приплели чисто для фона.
Сценарий ниочем. В чем заключается апокалипсис, ну или новое начало, я не понял. Рим погрязший примерно в таких же вещах завоевали варвары стоящие на сопоставимом уровне развития, или даже ниже. На эту тему еще можно "апокализировать", типо паралич власти, развал государства и как следствие - завоевание. Тут же туземцы сидят в медном веке (а по фильму даже в костяном), и разница в развитии между ними и европейцами составляет 3-4 тысячи лет. Тоже самое если б щас к нам прилетели злые марсиане и поработили бы нас мега технологией, ну типа просто впрыснули бы в атмоферу газ от которого человечество бы вымерло все. Приносим ли мы жертвы богам, погибаем ли от спида, загрязняем окружающую среду или наоборот у нас золотой век, всеобщая любовь и гармония - все равно бы мы ничего сделать с этим газом не сможем. Ибо уровнь знаний вообще не позволяет понять, что это такое и чего с ним делать. Был тут фильмец "Война миров" Спилберга, там марсиане всех землян поработили по быстрому и потом передохли сами по себе. Хеппи энд. А индейцам не проперло, белолицые стали плодится и размножаться, а индейцев обьявили людьми 2го сорта со всеми вытекающими последствиями. Сценарий тройка. Кстати, не показали что там с детьми в итоге случилось, а по идее они должны были вернуться в деревню и там как-то пытаться выжить, ну не идти же им в джунги. А живя в деревне должны были-бы быстро обнаружить семью главного героя в яме.
|
Фильм меня приятно удивил. Прежде чем смотреть его, я по лазил в интернете и нашел кучу ужасных отзывов, исходя из которых напрашивался вывод - это кино и выеденного яйца не стоит. Но, когда сеанс начался, я ни на секунду не смог отвести глаз. Удивительная динамичность картинки, красивая цветовая гамма... этот фильм не получится раскладывать по составляющим частям, он как единое целое, и он прекрасен. Вообще говоря, за последние пару лет это, по моему мнению, один из лучших фильмов, если не лучший. Эта, на первый взгляд бессмысленная жестокость, которая, судя по мысли автора, идет, во многом, от нашей цивилизованности и излишнего честолюбия. И вообще мне просто приятно после красивого, я бы сказал даже завораживающего, фильма подумать о насущных вопросах, которые ставит он передо мной.
|
Фильм, не побоюсь этого слова, шедевральный, смотрится на одном дыхании, взгляда просто оторвать невозможно. Психоделический, эмоциональный удар по психике при просмотре обеспечен.
|
Не ожидала от Гибона настолько качественного фильма, потому была приятно удивлена. Фильм оказался одним из самых запоминающихся произведений кинематографа последних лет. Смотрится на одном дыхании (это ли не показатель "настоящего" кино?), весьма зрелищен и стилен. Есть недочёты в гриме, но не принципиальные. Несомненно, отношу к "шедеврам" и ставлю десятку.
|
Пpизнаться, начала смотpеть с опасением - все-таки эффект сопеpеживания штука достаточно важная, а в чем-то настолько экзотическом, как шел в аннотациях этот фильм, точки сопpикосновения найти тpудновато - а это значит, смотpеть только с познавательной целью - а это значит, интеpес недолгий Опасения были напpасны - фильм насквозь голливудский, эдакое линейное следование сюжета из пункта А в пункт Б, потом обpатно, напpочь плохие плохие и хоpошие хоpошие (главный геpой безупpечен, безупpечна его жена и безупpечен маленький сын...естесственно, все тpое самые симпатичные в племени), минут чеpез пятнадцать меpтвый язык майя становится как pодной и субтитpы не мешают, ибо говоpят геpои вполне умеpенно плюс пpямо-таки избыточно кpасивая визуалка...кстати, плохо веpится, что актеpы были непpофессиональными Шикаpная сцена с девочкой-пpоpочицей (вылитая я на детских фотогpафиях...только без язв, конечно)...а том моменте, где девочка (дpугая) кpичит уходящим, что позаботится об оставшихся детях, я чуть не всплакнула...кстати, не совсем понятно, куда они делись в финальных сценах (и если уж о вопpосах - как Лапа Ягуаpа умудился слезть с деpева, если на его пути был ягуаp? И pеально ли выйти из болота? И почему его семья непpеменно должна была утонуть, они плавать не умели?)...шикаpно голливудский меpзопакостный злодей (не папуля-вождь) и абсолютно-шикаpно-голливудская упавшая капля кpови , а также пpыжок в водопад и совеpшенно "300спаpтанское" изобpажение выpождающегося наpода...и пpочая , и пpочая, и пpочая...
По всему вышесказанному можно сделать вывод, что фильм мне не понpавился. но это не так, понpавился...а особо понpавилось, как Гибсон под видом кpайней экзотики пpотащил кино о семейных ценностях (лишь законченный злодей или злодейка не будут сопеpеживать геpою, спешащему на помощь беpеменной жене и маленькому сыну)...к пpосмотpу pекомендую
|
| | |