|
| | |
всего сделано правок - 41, последняя: 2023.01.13
| | | Бартон Финк
Первый показ | | 1991.08.21 (США) |
Проголосовало | | 33 чел. | | |
|
|
Начинающий драматург Бартон Финк (Джон Туртурро), познав успех пьесы «Несущие покой», получает приглашение из Голливуда сочинить сюжет борцовской картины с участием «звезды» — Уоллеса Бири. Там он знакомится с мэтром Уильямом П. Мейхью (Джон Махони), закладывающим за воротник и… спихнувшим обязанности по написанию сценариев на свою секретаршу-редактора Одри Тейлор (Джуди Дэвис). А разрешается всё зловеще-язвительным появлением соседа Бартона по отелю – добродушного здоровяка, якобы страхового агента Чарли Мидоуза, а на самом деле серийного маньяка Карла Мундта (Джон Гудман)… |
© Евгений Нефёдов, 2007.05.25 | Авторская оценка: 9/10 |
Присуждение в порядке редчайшего исключения работе Джоэла Коэна сразу трёх значительных наград Каннского МКФ вызвало неодобрительный ропот, сводившийся к сомнению в том, что мы стали зрителями «лучшего фильма всех времён и народов». Особое неудовольствие выказал датчанин Ларс фон Триер, заявив, что его «Европа» /1990/, также участвовавшая в конкурсе1, – намного лучше. И всё же время позволяет оценить несомненную прозорливость устроителей и членов жюри киносмотра, сумевших преодолеть собственную американофобию и выделивших действительно ключевое произведение своего времени. В этом смысле весьма знаменательно название одной из кинофирм, участвовавших в создании ленты: Manifesto. «Бартон Финк» – воистину художественный манифест эпохи постмодернизма, вовсе не открытого, но доведённого до блеска братьями-кинематографистами. Его достаточно простая, почти примитивная фабула мгновенно приобретает многозначительность. А знание культурного контекста2, позволяющего реконструировать иносказательный смысл, в данном случае не просто желательно – является необходимой предпосылкой.
Но не достаточной! В целом «Бартон Финк» столь же далёк от традиций «эзопова языка», как и от критического реализма, разные стороны коего3 едко высмеяны авторами. Или, что то же самое, отвечает им в равной степени. Эбертовская4 трактовка мрачных экранных событий в качестве аллегории зарождения фашизма, благодатной почвой в 1941-м для которого и послужили метания и сомнения «интеллигентов левых взглядов» наподобие Бартона, – вполне имеет право на существование. Тем более с оговоркой, что «было бы ошибкой слишком много настаивать на данном аспекте фильма», снятого в манере Линча и Бунюэля! С таким же основанием, как и на противоположном – скажем, на интерпретации сюжета в духе фантасмагорического триллера с «простой, как кровь», развязкой. Мифологические мотивы, игра архетипами, сатира на «фабрику грёз», исповедальная интонация etc. – ничто на сей раз не должно объявляться истиной в последней инстанции.
Ибо Barton Fink. Название не случайно созвучно саркастичному Barton Thinks! Бартон. Думает. Всего лишь думает. Воображает. Сочиняет, преломляя различные стороны окружающей действительности, постулируемые постмодернистами как принципиально равноценные. И потому – заслуживающие одинаково подробного (причём синтетического) отображения…
__________ 1 – Здесь впору усмотреть руку председателя жюри Романа Поланского, приверженца «чёрного юмора» и логики абсурда! 2 – Как минимум, судьбы автора «Большого ножа» Клиффорда Одетса, прототипа Бартона, и печальной участи мэтра Уильяма Фолкнера (Мейхью). 3 – От упоения «простой жизнью глубинки» до экзистенциалистского сюжета о борце, который пытается одолеть себя, а не соперника по рингу. 4 –См.: http://rogerebert.suntimes.com/apps/pbcs.dll/article?AID=/19910823/REVIEWS/108230301/1023. Рецензия не совсем заслуженно стала притчей во языцах – примером того, как не следует подходить к творчеству братьев Коэнов и родственных им художников.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Поразительный фильм, вроде бы все так просто, но с каким напряжением дается каждая минута просмотра и каждую минуту это чувство усиливается. Шедевр своего времени, что тут еще сказать... Разве что, этот фильм все что угодно, но не комедия. "
|
Первый, по настоящему замеченный и оцененный широкой публикой фильм Братьев Коэн «Перекресток Миллера» вышел в 1990 году, спустя 7 лет и две полнометражных ленты после их дебюта. И, как выяснилось в 1991 году, «Перекресток» — был своеобразной подготовкой Братьев, эдакой второй попыткой перед решающей третьей, которая всегда и определяет победителя. И если завалить которую, то останешься в истории лишь как серебряный призер, безусловный талант, хоть немного, но не дотянувший до гения. Однако Коэны ее не завалили — ведь всего через год после «Перекрестка», экраны увидел их подлинный шедевр «Бартон Финк».
В центре повествования фильма — театральный сценарист, чье имя и вынесено в титул. Бартон Финк — тонкая и ранимая личность, увлеченная исключительно своим творчеством. Одержимый идеями настоящего искусства и поиска его сути, он, тем не менее, решает сменить театральные подмостки на звездные аллеи Голливуда. Получив выгодное предложение от голливудского продюсера, Финк берется за написание «типичной борцовской картины», какой ее себе представляют большие студии. Но, только, вот незадача — нашего героя вдруг начинают одолевать ни с чем не сравнимые муки творчества. Работа над сценарием застопоривается на первой же странице, Бартон скатывается в пучины депрессии, а тут еще его сосед в отеле то и дело разражается громким смехом, мешающим писателю сосредоточиться. Тут и случается поворотный момент фильма — после жалобы Финка на соседа, не замедляет явиться и он сам. Огромный, пышущий силой и здоровьем Чарли, внезапной оказывается музой, своей простотой и жизненностью, вдохновляющей Финка на написание сценария.
Но, будь все на самом деле так просто, это бы не были Коэны. Конечно же, анализ личности творческого человека, погруженного в лживый и лицемерный мир Голливуда — важный лейтмотив «Бартона Финка», но точно не единственный. Аллегорические персонажи, вроде спившегося писателя, поначалу помогающего главному герою, это всего лишь одна из деталей огромного пазла, коих в фильме не просто много. Он весь состоит из этих маленьких деталей, кадров и намеков, сплетающихся в итоге в неповторимую смесь из фарса, цинизма, черного юмора и простой, жизненной трагедии одинокого человека. И Джеймс Туртурро, игру которого невозможно не отметить, в своем фирменном амплуа эдакого Набоковского Лужина (которого, кстати, он спустя десяток лет и сыграет), лишь подчеркивает эту кинематографическую изощренность, свойственную лишь Коэнам. По сути своей, их самый лучший, наиболее полно дающий зрителю представление о художественном стиле режиссеров, «Финк» не то, чтобы стал планкой, до которой они так никогда снова и не смогли дотянутся, нет. Скорее, «Бартон Финк» — это уникальный проект, в один ряд с которым нельзя поставить ни один фильм, снятый хоть кем угодно. И не потому, что никто еще не снял фильма лучше, а потому что вряд ли когда-нибудь найти кино идентичное «Финку» хоть в чем-нибудь.
|
Коэны способны уравновесить свою очевидную любовь к мрачному и причудливому историями, которые несут в себе эмоциональную значимость. Коэны, кажется, смеются над шутками, понятными только им. "Бартон Финк" многообещающий, потому что он об искусстве творения и о конфликте, который возникает, когда идеалистическая вера художника в свое искусство сталкивается с холодной, жесткой реальностью коммерции и общественного вкуса. Но просто быть оригинальным не всегда достаточно. Много общего между Коэнами и Бартоном Финком, евреем-идеалистом-интеллектуалом, который боготворит простых людей и поэтому не может видеть, насколько они глупы (Коэны могут). Конечно, сценарий, написанный интеллектуалом, полным идеалов, никогда не был бы полезен в такого рода фильмах, потому что Финк не знал, как приспособиться к задаче. Он намного выше обычных людей, чтобы понять, что они хотят видеть, и поэтому он никогда не удовлетворит их. Это касается не только Финка: сегодня большинство людей не любят театр или искусство, потому что они стали слишком элитарными и интеллектуальными, чтобы нравиться массам (взяв в качестве примера театр и искусство, мы все еще можем думать о классической музыке или даже кино). Иногда Финк кажется настолько не обращающим внимания на окружающий его мир, что кажется, что он под кайфом. Для него важен мир, который у него в голове. Очень интересно, но трудно проглотить для коммерческой аудитории.
|
| | |