|
| | |
всего сделано правок - 70, последняя: 2020.04.03
| | | Миссис Хендерсон представляет
Названия | | Mrs Henderson Presents / Mrs. Henderson Presents |
Первый показ | | 2005.09.09 (Канада) |
Проголосовало | | 11 чел. | | |
|
|
Недавно овдовевшей и очень состоятельной Лоре Хендерсон буквально нечем заняться в Лондоне во время Второй мировой войны. По прихоти она покупает заброшенный театр Уиндмил в Вест Энде и уговаривает импресарио Вивиана Ван Дамма вести там дела. Поначалу у парочки все идет из рук вон плохо и тогда, надеясь переманить людей из кинотеатров, Хендерсон и ее менеджер решают использовать в своем шоу обнаженных моделей, что приносит театру скандальную известность и успех. |
© Евгений Нефёдов, 2006.04.26 | Авторская оценка: 7/10 |
Во вступительных титрах, в числе компаний, причастных к появлению картины, можно не без удивления обнаружить упоминание UK Film Council – национального совета Великобритании по вопросам кинематографии. Подобные государственные структуры создаются для финансовой поддержки проектов, перспективных с художественной точки зрения, но и не в последнюю очередь – способных внести лепту в формирование положительного имиджа страны. А ведь фильм посвящён, казалось бы, не самой безупречной странице истории Англии, вернее, лишь небольшому фрагменту периода её противостояния нацистской Германии, о котором пуритане и ханжи, в целом справедливо гордящиеся ролью Соединённой Королевства во Второй мировой войне, наверняка предпочли бы стыдливо умолчать. «Миссис Хендерсон представляет» – это строка с рекламного буклета спектаклей лондонского театра «Уиндмилл» («Ветряная мельница»), купленного в конце 1930-х годов богатой вдовой Лорой Хендерсон и переданного в управление Вивиану Ван Дамму, предприимчивому выходцу из Нидерландов. Вслед за некоторыми репертуарными идеями, удачно воплощёнными, но быстро украденными конкурентами, компаньонам приходит в голову дерзкая, оригинальная мысль – задействовать в представлениях полностью обнажённых девушек. Благодаря личным связям миссис Хендерсон, вместе с мужем долго прожившей в Индии, удалось уладить вопросы с цензором, человеком отнюдь не либеральных взглядов, – и даже начавшиеся бомбардировки столицы не повлияли на бурный успех театра, ставшего своеобразным оплотом сопротивления врагу…
Словом, едва ли следует удивляться внешне странному сочетанию громкого патриотического пафоса и пикантности поведанной истории, которую сценарист Мартин Шерман излагал, основываясь на фактах. У «Миссис Хендерсон представляет» даже есть непосредственный предшественник – голливудский мюзикл «Сегодня вечером и каждый вечер», снятый Виктором Сэвиллом в победоносном 1945-м году и также повествующий о судьбе лондонского театра, не прервавшего представления ни на день на протяжении всей войны. Правда, сорокачетырёхлетний Стивен Фрирз, один из лучших английских кинематографистов, находящийся в расцвете творческих сил, мастерски избегает прямолинейных решений, декларативности в изложении идей, важных из идеологических соображений. Консерватизм формы, лукаво высмеиваемый самим режиссёром, всё-таки не должен помешать тому, чтобы за внешне курьёзными ситуациями увидеть драмы конкретных людей, такие по-человечески близкие и понятные. С одной стороны непростые взаимоотношения миссис Хендерсон и мистера Ван Дамма, не уступающих друг другу в напористости и инициативности, могут напомнить запутанные связи членов труппы, вовлечённой в подпольную антифашистскую деятельность, из фарса «Быть или не быть» /1942/ Эрнста Любича. Но с другой – события в жизни героев и особенно героинь подчас приобретают горький, скорбный привкус, уподобляясь изломам судеб обитателей знаменитого театра (из «Последнего метро» /1981/ Франсуа Трюффо), расположенного в оккупированном Париже. Стивен Фрирз, как всегда, прекрасно чувствует настроение всего произведения и каждого эпизода в отдельности, выдерживая запоминающуюся трагикомическую интонацию, не улетучивающуюся и в кульминационный момент, когда миссис Хендерсон выступает с пламенной речью на улице, отстояв право «Уиндмилл» на существование у представителей официальной власти, всё-таки принявших решение о прекращении спектаклей.
Впрочем, самое интересное в фильме Фрирза, сравнительно неплохо прошедшем в прокате, в том числе в заокеанском, где кассовые сборы превысили $10 млн., – несколько иное. Ещё в 1950-е годы британские кинематографисты, сгруппировавшиеся вокруг кинокомпании Ealing Studious, удивили мир серией кинокомедий, внешне казавшихся благочинными, но изнутри – смело и язвительно подвергавших сомнению устои консервативного британского общества. Характерным примером могут послужить уморительные «Убийцы леди» /1955/ Александра Маккендрика, недавно ставшие основой для одноимённого «римейка» братьев Этана и Джоэла Коэнов. Позднее «илингский» дух был подзабыт, уступив место традиционной эксцентрике и интеллектуальному юмору абсурда, но неожиданно возродился на рубеже XX и XXI веков. Сначала Питер Каттанео снискал международный триумф благодаря «Полной обнажёнке» /1997/, затем были неплохо встречены опыты Найджела Коула («Спасите Грейс» /2000/ и «Девушки с календаря» /2005/), на подходе – несколько менее удачная комедия «Молчи в тряпочку» /2005/ Найэлла Джонсона. Но при всём при этом, пожалуй, официальным одобрением подобного творчества удалось заручиться только Стивену Фрирзу! И неоценимую поддержку в том оказала режиссёру выдающаяся актриса Джуди Денч, не побоявшаяся поставить на кон собственную репутацию, поскольку прежде (и в серьёзных исторических постановках, и в боевиках про Джеймса Бонда, где воплотила образ М, начальницы агента 007) воспринималась почти исключительно олицетворением старой доброй Англии, строгой и суровой, но справедливой. Из финального монолога миссис Хендерсон, обращённого к согражданам, становятся ясны те благородные мотивы, которыми руководствовалась пожилая леди, вовсе не желавшая банально заработать деньги на скандальном шоу и тем более – лишь скрасить досуг, приняв участие в весёлом и занимательном предприятии. Своей партнёрше практически не уступает и пятидесятитрёхлетний Боб Хоскинс, которому безоговорочно веришь почти в любой роли. А завершается фильм (если не считать уведомления в титрах о том, что «Лора Хендерсон умерла в 1944-м году» и что, «согласно завещанию, она передала театр «Уиндмилл» Вивиану Ван Дамму») на трогательной сцене, когда компаньоны, став просто мужчиной и женщиной, танцуют на крыше здания своего храма искусств, отбросив былые склоки и недопонимания, презрев опасность погибнуть от взрыва бомбы, случись очередной налёт.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |