|
| | |
всего сделано правок - 53, последняя: 2023.01.15
| | | Убить дракона
Названия | | Ubit drakona / Den Drachen töten / Tod dem Drachen |
Проголосовало | | 95 чел. | | |
|
|
С незапамятных времён город, в котором случайно останавливается странствующий рыцарь Ланцелот (Александр Абдулов), пребывает под пятой Дракона (Олег Янковский), держащего людей в страхе и чинящего разбой и насилие. Рыцарь понимает, что его долг — сразиться с жестоким узурпатором. Но эксцентричный Бургомистр (Евгений Леонов) предупреждает пришлеца, что победа над Драконом, даже если состоится, может привести к весьма непредсказуемым последствиям. |
© Евгений Нефёдов, 2007.12.26 | Авторская оценка: 7/10 |
«Убить Дракона», судя по всему, так и останется единственным фильмом в активе Марка Анатольевича Захарова, предназначенным для кинопроката. Накануне премьеры выдающийся режиссёр театра и телевидения, чьи замечательные постановки в равной степени обожали (и обожают!) как зрители, так и критики, прозрачно намекал, что шёл к этому произведению на протяжении всего своего долгого пути в искусстве. Что вместе с давним единомышленником, драматургом Григорием Гориным, постарался обобщить1 богатый творческий опыт. Что наконец-то получил возможность высказаться во весь голос, в меньшей степени прибегая к лукавым аллегориям, напрямую обратившись к проблемам, затронутым в пьесах нашего великого соотечественника Евгения Шварца. Достаточно неоднозначный, если и не прохладный, то точно – не триумфальный, приём, который ожидал картину, разумеется, не мог не навести на определённые размышления.
С одной стороны, конечно, сложно отрицать силу и глубину того воздействия, какое фильм оказывает на зрителя, не только эмоционально вовлекая в водоворот экранных событий, но и буквально принуждая размышлять над тем, что довелось увидеть. Особенно впечатляют внешние и внутренние метаморфозы, демонстрируемые Олегом Янковским, который поочерёдно придаёт Дракону сходство чуть ли не со всеми заметными тиранами XX столетия. Это, как и введение шокирующих моментов в духе театра жестокости2, сообщает событиям невиданную злободневность, служа основой для яростной критики самих устоев общества, зиждущегося на насилии, на явном или негласном подавлении личности в себе. Общества, которое уже не способно обрести истинную свободу, поскольку с исчезновением деспотизма обязательно ударится в разгул ничем не сдерживаемой анархии. Во власть ещё одного, внутреннего Дракона.
Но, с другой стороны, и в момент появления картины не вызывало сомнений, и тем более – стало очевидным по прошествии времени, что Марк Захаров всё-таки чересчур категоричен и прямолинеен в своих выводах. В пику, к сожалению, самому себе в более многозначных ранних произведениях, в том числе – в других экранных адаптациях Шварца. Отчаянный призыв Ланцелота «убить Дракона в себе» ещё мог вызвать понимание и одобрение. А вот его решение фактически поставить крест разом на всех гражданах города сознательного возраста, как на совершенно безнадёжных индивидах, взявшись за воспитание3 детей, представляется весьма сомнительным и даже реакционным. И, кстати, разительно отличается от пафоса гениального первоисточника, настраивавшего на длительный, скрупулёзный, мучительный процесс перестройки своего «я» изнутри.
__________ 1 – Это, впрочем, отчасти послужило причиной некоторых повторов, как в случае с Евгением Леоновым, чей Бургомистр кажется бледной копией незабываемого Короля из «Обыкновенного чуда» /1978/. 2 – Особенно поразил эпизод, когда Дракон подвергает изощрённой пытке интеллигента Фридрихсена, специально для Ланцелота иллюстрируя утверждение о ничтожности людских душонок. 3 – Вновь в постоянном противоборстве с Драконом, успевшим в очередной раз перевоплотиться.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Ещё одно гениальное творение Марка Захарова. С моей точки зрения - второе, после "Тот самый Мюнхгаузен". Раскрыта ещё одна проблема. На этот раз проблема внутреннего "Я", но так же и проблема общества, хотя даже не хочется его так называть. Посмотрите - сами увидите почему. И опять же, не могу обойтись без пары цитат из фильма. По моему, цитата - один из лучших способов передать мысль автора. Цитата её не изменяет, не портит. "-Зачем имсвобода? Они не умеют ей пользоваться. " "Не любите вы людей. Желаете им нового счастья, а они старым дорожат... " "настоящая война начинается вдруг. " Можно привести ещё много, но, я думаю, трех будет вполне достаточно. Обращу внимание на то, что фильм снят в советское время советским режиссером. И это нельзя забывать при просмотре.
|
Этот бескомпромиссный фильм подводит своеобразную черту под советской эпохой и посвящен раскрытию темы перемен, которые произошли в СССР в конце прошлого века, их последствий и дальнейших перспектив. Где-то фильм можно назвать пророческим - снятый в 88 году, он предугадывает, что грядущее торжество демократии не оправдает всех ожиданий, потому что дракон, оказывается, в головах, а значит , поле битвы - каждый отдельный человек.
Среди актеров - Янковский, Тихонов, Леонов..., в связи с чем "Убить Дракона" похож и на венок на могиле СССР, и на венец советского кино.
Фильм местами напоминает сюрреалистичный "Brazil", но он более конкретен в своем послании. Серьезным отличием от большинства советских фильмов является то, что и сегодня в нем трудно углядеть какую-либо наивность.
Кроме того, Янковский в роли злодея эпичен.
|
Снято по пьесе Евгения Шварца «Дракон». Получился философский фильм, где нужно думать, некоторые фразы из начало, когда ты еще не познаешь к чему они, играют новыми красками после просмотра, например "чтоб избавится от дракона, нужно иметь своего собственного". Люди говорят что этот фильм пророческий так как 1988 до 1991 близко, вообщем не стану лезть в это. Где то уже слышал фразу "Это не народ. Это хуже - это лучшие люди города" Запомнилась. Много сюрреализма, аш порой не понимаешь зачем ( Декорации, атмосфера понравились, как понял снимали в ГДР, ибо не узнал родные фасады ( В какой то момент, понял что дракон и не драков вовсе, но на это ничего не говорят, поэтому ИМХО. Возможно много чего не понял, не отрицаю. Но как переобулся бургомистр, в президента, в сумасшедшего, убийцу дракона - оценил)
|
| | |