|
| | |
всего сделано правок - 34, последняя: 2023.01.04
| | | Сканнеры
Первый показ | | 1981.01.14 (США) |
Проголосовало | | 11 чел. | | |
|
|
Кэмерон Вэйл (Стивен Лэк), обладающий необыкновенными психическими силами, попадает к доктору Полу Руту (Патрик МакГуэн). Тот объясняет Кэмерону, что он принадлежит к числу сканнеров — телепатов, способных мысленно воздействовать на других людей, подавляя чужую волю. Доктор Рут также сообщает Вэйлу, что существует секретная организация таких экстрасенсов, строящая планы по овладению миром. Кэмерон соглашает проникнуть в стан врага и приблизиться к таинственному и могущественному Деррилу Ревоку (Майкл Айронсайд). |
© Евгений Нефёдов, 2009.07.23 | Авторская оценка: 7/10 |
Фильмы Дэвида Кроненберга, в том числе ранние и среднего периода, начатого именно «Сканнерами», имеют свойство воздействовать гипнотически, а не только шокировать и отторгать. Следовательно, обращение выдающегося режиссёра и сценариста к теме скрытых резервов человеческой психики абсолютно оправданно и закономерно. Одной из ключевых фраз фильма является, на мой взгляд, пояснение доктора Рута, раскрывающего Кэмерону суть феномена: телепатия – не чтение мыслей, а непосредственный контакт двух нервных систем. Это, на мой взгляд, придаёт фантастическому допуску научный характер, хотя канадский кинематографист всё же не столь последователен, как американский коллега Брайан Де Палма1, чтобы картина приобрела требуемый уровень реалистичности и воспринималась полноценным политическим триллером. Эпизод, когда Вэйл проникает через телефонную линию в электронные базы корпорации и считывает необходимую информацию, а затем, при попытке отключения системы, взрывает серверную комнату, безусловно, эффектен – но уже не слишком правдоподобен.
Всё дело в том, что источником вдохновения для Кроненберга служила, по его собственному признанию, одна из глав («Передатчики») «Голого завтрака» – прославленного романа Уильяма С. Бэрроуза2, в которой рассказывается о глобальном заговоре экстрасенсов. Это, кстати, точно выражено уже в рекламном слогане: «На Земле 4 миллиарда человек. 237 – сканнеры. Они обладают самыми ужасными силами, когда-либо созданными, и они побеждают». Режиссёр не случайно делает главным действующим лицом Кэмерона Вэйла, не понимающего природу своего дара, не способного побороть доставляющие жуткую боль голоса в голове, пребывающего на грани нервного срыва и вообще – ведущего асоциальный образ жизни. Более того, остаётся всего шаг до психического расстройства – во всяком случае с позиций официальной психиатрии, ранее, судя по имеющимся у Рута видеозаписям, пытавшейся обуздать доступными средствами Деррила. При этом, как бы парадоксально это ни казалось, от маргинальности – совсем чуть-чуть до желания стать повелителем мира и начала исполнения амбициозных планов.
Развязка, как часто бывает у Кроненберга, непредсказуема и яростна. Канадский актёр Майкл Айронсайд, видимо, впервые3 блеснул в облачении влиятельного злодея, лично расправляющегося с главным соперником. И его финальное заявление о том, что «мы победили», звучит по-настоящему устрашающе, раскрывая, как глубоко уходят корни заговора. Публика оценила картину очень неплохо – и кассовые сборы в североамериканском прокате составили $14,22 млн., существенно превысив производственные затраты, оцениваемые в $3,5 млн. (CAD 4,1 млн.).
__________ 1 – В «Ярости» /1978/, кстати, цитируемой по ходу развития сюжета. 2 – Спустя десятилетие подойдёт время и для его экранизации. 3 – Позднее ему доведётся схлестнуться со многими благородными персонажами, в частности, в исполнении Арнольда Шварценеггера и Кристофера Ламберта.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |