|
| | |
всего сделано правок - 51, последняя: 2019.09.24
| | | Мёртвая зона
Первый показ | | 1983.10.21 (США) |
Проголосовало | | 23 чел. | | |
|
|
Попав в автомобильную катастрофу и пролежав в коме пять лет, учитель литературы Джонни Смит (Кристофер Уокен) становится ясновидящим. Прикоснувшись к человеку, Джонни мгновенно зрит картину того, что ожидает его в будущем. Как Смиту распорядится своим даром? Да и дар ли это?.. |
© Евгений Нефёдов, 2007.05.01 | Авторская оценка: 7/10 |
«Мёртвая зона» знаменует собой перелом в творчестве Дэвида Кроненберга. Дело не только в том, что режиссёр из Канады, чьи произведения вызывали интерес исключительно у любителей фильмов ужасов, впервые получил в своё распоряжение весьма солидный бюджет1. И, как следствие, – возможность обратиться к более широкой аудитории. Эта экранизация одноимённого романа Стивена Кинга, написанного в 1979-м году, даже по формальным признакам является хоррором лишь во вторую очередь. Как и почти во всех своих последующих произведениях, Кроненберг только отталкивается от некой ситуации. Ситуации не просто невероятной, но и явно вызывающей дискомфорт, душевные, а подчас – и физические страдания. Между прочим, сценарист Джеффри Боэм и режиссёр вслед за беллетристом взяли за основу судьбу настоящего человека – Питера Харкоса, открывшего в себе особые психические способности после того, как при падении с лестницы повредил голову.
Кроненберг, кажется, намеренно сторонится привлечения броских визуальных эффектов, которые бы во всём блеске продемонстрировали мощь и величие обретённой силы. Силы, поначалу не поддающейся сознательному контролю разума и, хуже того, внушающей исключительно чувство страха – страха перед Неизвестным. Внимание сконцентрировано на моральном аспекте случившегося. Авторы вместе с самим Джонни осторожно, но пристально и напряжённо ищут ответы на мучающие вопросы. Происхождение сверхъестественных способностей и природа ясновидения для них не слишком принципиальны. Гораздо важнее иное – зачем, с какой целью Смит получил уникальные возможности? Что это: наказание или благо? И, главное, как ему следует распорядиться обретённым потенциалом?.. Выбор Кристофера Уокена, прославившегося ролью невыразимо страдающего человека2, оказался безошибочным. Актёру удаётся заставить, что называется, кожей прочувствовать боль утраты, на которую накладывается бремя ответственности за судьбы других людей, неожиданно свалившейся на его плечи. И ничуть не хуже – передать смутные, раздирающие душу сомнения. Ответ, разумеется, приходит. Однако он если и принесёт удовлетворение, то лишь вместе с предсмертным умиротворением…
Между прочим, внезапный уклон в политику отнюдь не воспринимается спекуляцией на актуальной проблематике, не отдаёт ложным пафосом. Мотив с потенциальным приходом к власти Грега Стиллсона, ныне кандидата в Президенты США, на чьём фоне Адольф Гитлер выглядит образцом уравновешенности и здравомыслия, позволяет придать истории поистине глобальное звучание. Кроненберг ненавязчиво противопоставляет истинное провидение лживому, проповедуемому Стиллманом, якобы узнающим о призвании во сне. Это позволяет заострить мысль о том, что ответственность за свою судьбу несёт сам человек, а вовсе не Мёртвая зона, не некие враждебные иррациональные силы.
__________ 1 – Затраты составили $10 млн. и, кстати, были легко компенсированы, поскольку кассовые сборы лишь в североамериканском прокате превысили $20,7 млн. 2 – Ветеран вьетнамской кампании в «Охотнике на оленей» /1978/ Майкла Чимино.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |