|
| | |
| | | Изгоняющий дьявола
Названия | | The Exorcist / The Exorcist: The Version You Haven't Seen Yet / The Exorcist: The Version You've Never Seen / William Peter Blatty's The Exorcist |
Первый показ | | 1973.12.26 (США) |
Проголосовало | | 56 чел. | |  |
|
|
Святому отцу Ланкестеру Меррину (Макс фон Зюдов) становится известно о случае одержимости дьяволом двенадцатилетней Реджэн Терезы МакНил (Линда Блэйр). Собравшись с силами и заручившись поддержкой более молодого священника Дэмиена Кэрраса (Джэйсон Флеминг), он принимает решение помочь девочке и её страдающей матери по имени Крис (Эллен Берстин), согласившись провести сеанс экзорцизма. |
© Евгений Нефёдов, 2007.07.16 | Авторская оценка: 7/10 |
В момент своего появления фильм пользовался оглушительным, феноменальным успехом1. Владельцы некоторых кинотеатров отказывались демонстрировать первый вариант рекламного ролика как «слишком страшный», а во время сеансов на входе нередко дежурили машины «скорой помощи» – в ожидании тех, кому стало не по себе. Разумеется, триумф проще всего объяснить великолепными и даже уникальными спецэффектами Марселя Веркоутера, пронзительно страшным гримом Рика Бейкера и Дика Смита, целым рядом режиссёрских находок, призванных ввергнуть в состояние шока зрителей. И тех, кто пришёл испытать острые ощущения, попутно утолив жажду сенсационности. И тех, кто вознамерился найти в произведении приметы «интеллектуального демонизма», выискивая параллели с шедеврами немецкого экспрессионизма или с «Ребёнком Розмари» /1968/ Романа Поланского. Не менее жуткое впечатление производит и сама история, придуманная сценаристом Уильямом Питером Блэтти2 на основе подлинного случая изгнания дьявола из тринадцатилетнего Робби, произошедшего в 1949-м году, двумя священниками. Визуальный ряд не просто натуралистичен, но словно гипнотизирует своей острой, почти психоделической игрой теней и цветов. Отвратительны и, закрадывается подозрение, воздействуют непосредственно на подсознание расчётливо подобранные звуки и шумовые эффекты, в первую очередь – речь врага рода человеческого3, изрыгающего проклятия в адрес слуг Господа. Наконец, становится тяжко на душе от самого контраста, когда юная4 Реджэн из обеспеченной семьи в миг превращается в существо омерзительное, подлинное сатанинское отродье…
И всё-таки едва ли случайно то, что постановщиком всего этого безобразия оказался, сменив нескольких именитых коллег, Уильям Фридкин, зарекомендовавший себя «Французским связным» /1971/, задавшим новые каноны экранной аутентичности. «Изгоняющий дьявола» – как пример именно экзорцизма, массового, поголовного изгнания лукавого, лечения общества особого рода шоковой терапией. Подобно тому, как хичкоковский «Психоз» /1960/, тоже восторженно принятый публикой, был образцом кинематографического сеанса психоанализа, попыткой выявления душевного расстройства у всей цивилизации. Возможно, кому-то покажется кощунством такое сопоставление, но всё же есть, на мой взгляд, нечто общее между скандальной славой хоррора Фридкина и неожиданно тёплой встречей заокеанской аудиторией «Шёпотов и криков» /1972/. Между прочим, знаменательно, что на одну из главных ролей, отца Меррина, был завлечён Макс фон Зюдов, актёр бергмановский.
__________ 1 – $89 млн. прокатной платы позволили картине занять первое место в сезоне и попасть в число пяти самых кассовых произведений своего десятилетия. 2 – Он получил премию «Оскар» за адаптацию собственной книги-бестселлера, опубликованной в 1971-м году. 3 – Крис Ньюман был отмечен Американской киноакадемией за лучший звук, а Реджэн в момент одержимости наделила своим голосом актриса Мерседес МакКэмбридж. 4 – В исполнении, правда, четырнадцатилетней Линды Блэйр, чья дальнейшая карьера не задалась.
В 1949 г. Блэтти, будучи еще студентом, впервые услышал историю об изгнании беса из 13-летнего мальчика в штате Мэриленд. Два десятилетия спустя он написал роман на эту тему, который оставался в списках бестселлеров больше года. в своей книге Блэтти, обращаясь к вечной теме борьбы добра со злом, рассказывает драматическую и захватывающую историю. |
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |