Заложена, очевидно, в последние десятилетия XIII в., построена в XIV в. В истории ее строительства много неясного. К трехнефной, пятитравейной базиликальной части этой кирпичной церкви примыкает однонефный, сильно вытянутый хор с полигональным завершением. Своим удлиненным планом хор напоминает постройки доминиканцев. У северной стороны хора расположена ризница, к западному фасаду примыкает квадратная башня, а к южному - Любекская часовня, также с полигональным завершением, сильно перестроенная. Снаружи стены церкви имеют контрфорсы. На западном фасаде расположен главный портал без импоста, с вимпергом над ним. Церковь св. Иоанна Крестителя замечательна прежде всего своими терракотовыми скульптурами. Вимперг главного портала украшен предположительно сценой Страшного суда: здесь представлены фигуры Христа (копия XX в.), Марии, Иоанна Крестителя, двенадцати апостолов. Неизвестно, идет ли оформление этого вимперга из средневековья или является более поздней реконструкцией. По верху внешних стен церкви идет пояс скульптурных портретов в четырехлопастных нишах, продолжающийся также и на башне. Несколько выше, на башне, расположен еще один ряд полуфигур в трехлопастных нишах, который, очевидно, является продолжением несохранившегося скульптурного фриза верхней части стен центрального нефа. Столбы центрального нефа в плане квадратные и имеют заостренные валики на углах. Подобно тартускому Петропавловскому собору, стены центрального нефа поддерживались сбоку треугольными опорными стенками, которые располагались над сводами боковых нефов. Крестовые своды с нервюрами сохранились только в южном нефе. На рельефных замковых камнях сводов изображены символы евангелистов. Особенно богат скульптурным декором интерьер церкви и - более всего - ее центральный неф. На столбах располагались фигуры под балдахинами (не сохранились), на импостообразных капителях - рельефы: драконы, растительные мотивы, геральдические лилии, над аркадами - пояс скульптурных портретов в четырехлопастных нишах, подобный расположенному на внешней стене (на фотографии слева). Выше него - псевдотрифорий из ниш с сидящими в них фигурами под балдахинами (на фотографии слева). Такое решение псевдотрифория является исключительно редким во всей готической архитектуре, уходящим своими корнями в Англию. На западной стороне центрального нефа расположена высокая арка, соединяющая помещение башни с интерьером церкви, верхняя часть которой обрамлена семью фигурами в нишах: центральная из них - Спас на престоле. На восточной стене, над триумфальной аркой, располагалась группа распятия с Марией и Иоанном Крестителем в натуральную величину. Возможно, эта группа первоначально находилась где-то в другом месте (на алтарной преграде?). Церковь пострадала в 1708 г., во время Северной войны, когда были разрушены своды центрального нефа и хора и частично башня. При восстановлении церкви в XVIII в. центральный неф стал ниже, зато стены хора были надстроены. В 1-й трети XIX в. церковь получила классицистическое оформление (архитектор Г.Ф. Гейст). В 1899-1904 гг. были реставрированы фасады (архитектор В. Бокслафф). © В. Чантурия, Й. Минкявичюс, Ю. Васильев, К. Алттоа, Белоруссия-Литва-Латвия-Эстония, «Искусство», М., 1986 г. |