Заложен в 1718 г. по распоряжению Петра I как его личная резиденция. Дворцовый ансамбль, спроектированный архитектором Н. Микетти, восходит к планировке итальянской виллы, где главное здание и флигели стоят на одной линии на склоне холма. Строительство началось под руководством архитектора А. Алимари в 1719 г. с флигелей. В 1720 г. приступили к возведению здания дворца, строительство которого в основном было осуществлено к 1725 г. (руководил работами сначала Я. Гаспари, а с 1721 г. - М.Г. Земцов). Так как дворец расположен на небольшом естественном откосе, его главный фасад имеет три этажа, а противоположный - два. На главном фасаде цокольная часть отделена от двух верхних этажей карнизом, которые связаны между собой пилястрами. Более богато оформлен центральный ризалит. Балкон его второго этажа, опирающийся на портик из четырех колонн, имел сначала балюстраду. Крыша первоначально также была опоясана балюстрадой. В вестибюле, расположенном в центре цокольного этажа, сохранился лепной потолок, который поддерживают колонны. (Лестница полностью перестроена.) Самым парадным помещением дворца является находящийся над вестибюлем двухсветный зал (на изображении слева). Его стены расчленены пилястрами, филенками и межэтажным карнизом; простенки над окнами и вокруг овальных окон украшены богатым лепным декором (мастера М. Шейтингер, А. Квадри, С. Цельтрехт). На продольной оси зала располагаются два камина с тонко исполненным скульптурным декором; над ними помещены картуши с инициалами Петра I и Екатерины I, поддерживаемые фигурами гениев. Зеркальный свод с роскошным декором украшен плафоном с росписью на темы «Метаморфоз» Овидия в технике al secco неизвестного мастера, исполнение которой относится к 1720 г. Дворовый фасад кадриоргского дворца был перестроен в 1933-1934 годах архитектором А. Владовски. Регулярный парк, окружавший дворец, не сохранился. На его территории расположены вспомогательные постройки (здания для охраны, беседка «Люстхаус» и др.) последней четверти XVIII в. и 1-й половины XIX в., которые позже были перестроены. © В. Чантурия, Й. Минкявичюс, Ю. Васильев, К. Алттоа, Белоруссия-Литва-Латвия-Эстония, «Искусство», М., 1986 г. |