Располагается на месте, где, вероятно, в XII в. находился торговый двор скандинавов; там могла быть и культовая постройка. Церковь впервые упоминается в 1267 г. - возможно, уже тогда существовала нынешняя церковь в своем первоначальном виде. На какой-то строительный этап указывает и найденный замковый камень с датой: 1330. Наверное, сначала здесь была трехнефная зальная церковь с короткой и широкой четырехтравейной продольной частью и однонефным прямоугольным хором. К ее западному фасаду примыкала массивная башня. Это сооружение, возведенное по типу вестфальских построек, было основательно перестроено в XV в. Примерно в 1420-1425 гг. был построен новый хор в виде трехнефного зального помещения с деамбулаторием. Стройные восьмигранные столбы поддерживают его звездчатые своды с нервюрами из валиков. На импостах столбов расположены консоли, на которые опираются подпружные арки и нервюры. Из старой церкви здесь использованы замковые камни с рельефным декором, в том числе прямоугольный камень с изображением св. Улафа. С 1436 г. по 1450 г. продольная часть церкви подверглась реконструкции, проводившейся под руководством А. Кульпсуу. К ее западной стороне была пристроена одна травея, точно отвечающая ширине здания. Продольную часть превратили в базилику с четырехгранными столбами (самая высокая в Прибалтике, высота центрального нефа - 31 м.). Своды центрального нефа (на фотографии слева) сделаны звездчатыми, а боковых - крестовыми. Башня также была реконструирована: внутреннее пространство башни и центрального нефа было объединено аркой. Ее западный фасад украсили высокое окно и главный портал, который в упрощенном виде повторяет формы южного портала таллинского собора девы Марии. В конце XV в. был возведен южный притвор со звездчатым сводом. В 1513-1523 гг. со стороны южной стены хора была построена двухтравейная полигональная часовня девы Марии. Контрфорсы ее фасада украшены нишами с балдахинами и завершаются фиалами. Верхняя часть стен капеллы заканчивается фризом с фиалами. Строителями этого здания являются вестфальские мастера Б. Вольт и Г. Конингк. На восточной стороне часовни расположен кенотаф Г. Павельса (на фотографии слева). Композиция кенотафа имитирует позднеготический складной алтарь; по сторонам центральной ниши расположены восемь барельефов, изображающих страсти господни. Авторами четырех нижних считают вестфальского мастера X. Бильденснидера, а верхних - польского мастера К. Пале. В 1820 г. церковь сгорела; в убранстве восстановленного здания доминируют неоготические формы. Алтарь исполнен в 1829 г. по эскизам Ф. Л. фон Майделлья, картина, украшающая алтарь, - в 1833 г. художником В. фон Кюгельгеном, кафедра - в 1830 г. мастером И.Г. Экснером. © В. Чантурия, Й. Минкявичюс, Ю. Васильев, К. Алттоа, Белоруссия-Литва-Латвия-Эстония, «Искусство», М., 1986 г. |