Предполагают, что сразу после 1219 г. в Вышгороде (холм Тоомпеа) была возведена временная деревянная церковь, но не позже 1230 г. начата постройка каменной. Возможно, именно с этим строительством было связано пребывание доминиканцев в Вышгороде между 1229 и 1233 гг. От первоначального строения сохранились лишь стены квадратного хора; о собственно церкви точных данных нет. Может быть, в последней трети XIII в. была возведена ее новая трехнефная, четырехтравейная продольная часть с контрфорсами. Широкая и короткая церковь, очевидно, планировалась как зальная. В интерьере были установлены консоли для сводов в духе цистерцианских. Одновременно были сделаны порталы, в том числе перспективный, главный, на южном фасаде. В последней четверти XIII в. работы сосредоточились в хоровом помещении. Старая восточная стена была снесена и вместо нее возведена полигональная апсида. Хор был перекрыт восьмидольным домикальным сводом с валикообразными нервюрами. В оформлении деталей (висячих колонок и лизен) можно вновь заметить влияние цистерцианской архитектуры. Из скульптурного декора хора сохранился замковый камень апсиды, натуралистические растительные формы орнамента которого родственны декору церкви св. Екатерины в Карья. В 1-й половине XIV в. продольная часть была дополнена западным эмпором (ложей) в глухой стене и, очевидно, тогда здесь были возведены четырехгранные столбы. Своды в боковых нефах появились во 2-й половине XIV в. Центральный неф в виде базилики был перекрыт сводами только в XV в. Формы его подпружных арок близки формам арок монастырской церкви в Падизе. В XV в. была сооружена колокольня во внешнем углу между хором и южным нефом, а также несколько капелл. Собор сильно пострадал при пожаре 1684 г., уничтожившем большую часть его каменного декора. В 1778-1779 гг. в западной части здания была построена башня с барочным кивером (архитектор К.Л. Гейст). У южной стены в алтарной части расположено надгробие полководцу Понтусу де ла Гарди (на фотографии), признанное высшим достижением искусства Ренессанса в Эстонии. Оно создано в 1589-1595 гг. скульптором и архитектором А. Пассером и состоит из саркофага и настенной эпитафии. Резцу этого мастера принадлежат и другие надгробия: К. фон Тизенгаузену (1599), К. Гурну (1601). Надгробие У. Рюнингу сделано мастером Г. фон Акеном (1594). В стиле барокко исполнена мраморная эпитафия Й. Гастферу (1676, мастер Н. Миллих). Кафедра (1686) и алтарь (1694-1696) выполнены мастером К. Аккерманом. Возможно, эскиз алтаря был создан архитектором Н. Тессином младшим. Балдахин кафедры принадлежит мастеру И.В. Рабе (1720). Сохранилось множество гербов-эпитафий. Самые высокохудожественные из них, с пышным акантовым декором, были сделаны в мастерской К. Аккермана (конец XVII в.). Классицистическое храмообразное надгробие С. Грейгу (1788) исполнено, вероятно, по эскизу архитектора Дж. Кваренги; обелиск Ф. фон Тизенгаузену (1805), возможно, принадлежит скульптору В.И. Демут-Малиновскому. Надгробие А.И. Крузенштерну выдержано в неоготических формах (1848, скульптор И. Г. Экснер). © В. Чантурия, Й. Минкявичюс, Ю. Васильев, К. Алттоа, Белоруссия-Литва-Латвия-Эстония, «Искусство», М., 1986 г. |