Первоначальное здание относится к 1270-м гг., тогда были сооружены: однонефная продольная часть с двумя травеями, квадратный хор и ризница к северу от него. Здесь впервые в постройке на острове Сааремаа были использованы контрфорсы. Окна ризницы и декор трехлопастного северного портала имеют признаки романского стиля, а западный портал, обрамленный круглой тягой с кольцевыми валиками, уже готической стрельчатой формы. Домикальный свод хора с парусными колонками и нервюрами продолжает традиции церкви св. Мартина в Вальяла; три окна на восточной стене сделаны, очевидно, по образцу окон церкви св. Якова в Риге. Несколько позже над ризницей был надстроен второй этаж, помещение которого имело камин и использовалось как убежище. Первоначальные своды продольной части церкви св. Петра разрушились, по-видимому, вскоре после их возведения. Во 2-й четверти XV в. церковь была перестроена в двухнефную. Восьмигранные столбы и профили подпружных арок указывают на то, что здесь работали таллинские мастера. Столбы украшены примитивными рельефами: базы - аллегорическими сценами дикой охоты и рая, стволы - фигурами Петра и Павла и гербами донаторов. Западная башня церкви возведена в начале XV в. На северной стене хора изображено круглое окно техникой al secco (XIII в.), а с внешней стороны, под свесом крыши, проходит расписной фриз, от которого сохранились лишь фрагменты. В интерьере церкви находятся крещальный камень (конец XIII в.), полихромная деревянная скульптура св. Иосифа (середина XV в., северонемецкая школа), а также фигуры 12-ти апостолов и скульптурное изображение сцены «Страшного суда», которые принадлежали позднеготическому алтарю (ок. 1520 г., круг живописца К. Берга), расписные створки алтаря (2-я четв. XVI в., круг живописца Л. Кранаха, может быть - Г. Кеммер) и исполненная в стиле Ренессанса в 1645 г. деревянная кафедра (мастер Я.Якобсон). © В. Чантурия, Й. Минкявичюс, Ю. Васильев, К. Алттоа, Белоруссия-Литва-Латвия-Эстония, «Искусство», М., 1986 г. |