Сразу после 1227 г. была построена квадратная часовня с полукруглой апсидой и с приделом на южной стороне (ныне ризница). Капители свода с растительным орнаментом в переходном стиле из этой постройки позже были использованы в новой полигональной апсиде. Декор этих капителей близок декоративным формам крестового хода рижского собора св. Марии. Вероятно, мастер, работавший здесь, прибыл из Риги. В 1240-х гг. к часовне пристроили однонефную, трехтравейную продольную часть со спаренными окнами в каждой травее. Первоначальная часовня была превращена в хор. Домикальные своды с парусными колонками, а также квадратные замковые камни середины XIII в. указывают на вестфальские корни архитектуры этой церкви. Западный фасад церкви завершается щипцом с нишами. Главный портал имеет вимперг; полукруглый архивольт портала украшен круглыми тягами с кольцевыми валиками; над ним располагается окно типа «розы»; еще выше - арка с угловыми консолями. Последняя, вероятно, позднего происхождения и указывает на предусмотренный здесь (или снесенный) притвор. На северном и южном фасадах находятся порталы также с полукруглым завершением. В интерьере высоко расположенная над полом лестница в стене триумфальной арки ведет в помещение над сводами, которое являлось убежищем. На то, что церковь имела оборонное значение, указывает и то, что окна церкви находятся на большой высоте. В 1343 г. церковь была частично разрушена, но в 1363 г. уже имела полигональную апсиду с контрфорсами. Радиально расходящиеся нервюры ее свода поддерживаются висячими колонками. Для архитектурных деталей характерны поздне-готические геометрические формы и разнообразные профили. Здесь явно работали те же мастера, вероятно, из Богемии, что и в замке Куресааре (Кингисепп). Башня на южной стороне над ризницей возведена, вероятно, в XVII в. На северной стене хора сохранился значительный фрагмент росписи в технике al secco: шесть сидящих апостолов в аркадах. Она датируется 2-й третью XIII в. В церкви сохранился крещальный камень с позднероманским орнаментом, напоминающим энергично закрученный растительный завиток (ок. 1260 г). Автором его является анонимный кельнский мастер, работавший в рижском соборе св. Марии. Две раннебарочные эпитафии - 1664 и 1667 гг. © В. Чантурия, Й. Минкявичюс, Ю. Васильев, К. Алттоа, Белоруссия-Литва-Латвия-Эстония, «Искусство», М., 1986 г. |