Наиболее крупная за пределами Риги средневековая базилика Латвии. Возведена в 1281-1284 гг. как главный собор Ливонского ордена в виде трехнефного шестистолпного храма. В 1582-1621 гг. он являлся собором инфляндского католического епископа, после 1621 г. стал лютеранской церковью. Отдельные детали (широкий шаг крещатых в сечении опор и др.) указьюают на влияние архитектуры рижского собора св. Марии, тогда как массивность конструкций и лапидарность декора типичны для построек Ливонского ордена (стены возведены из грубо околотых известняковых блоков, арки и нервюры из профильных кирпичей, встречаемых в замке магистра Ордена). Крестовые своды церкви и возвышающаяся базиликальная часть, облицованная снаружи красным кирпичом, украшенная фризом из стрельчатых нишек и прорезанная готическими окнами, относятся приблизительно к середине XIV в. На это указывает также единственная выполненная в виде мужской головы консоль сводов среднего нефа, размещенная возле триумфальной арки. Рост могущества Ордена дал повод для некоторой модернизации собора, начатой, возможно, около начала XV в., когда пресбитерий был удлинен и приравнен по высоте к среднему нефу (его своды имеют большую кривизну, чем остальные, фасады декорированы ординарным аркатурным фризом), а к северному нефу пристроен придел - капелла, прямоугольная в плане. По-видимому, в то же время была возведена западная башня с высоким шпилем, которая в начале XVII в. обрушилась и восстанавливалась почти целое столетие. Внутри башни сохранился прежний главный перспективный портал (кроме него имелись два входа на поперечной оси), украшенный стилизованными зооморфными фигурами (ок. 1400 г., родственны рельефам капителей Екатерининской капеллы в Вильянди, Эстония). В XVII-XVIII вв. деформировавшиеся под воздействием распора сводов и неоднократных пожаров (1607, 1665, 1748) наружные стены были укреплены грузными контрфорсами и внутренними связями. Западная башня после надстройки верхнего яруса и пирамидального шпиля (1853, местный мастер М. Сарум-Подынь) приобрела черты, подобные неоготике. Из-за нарастания культурного слоя (прежний уровень земли на 1,5-2 м ниже современного) пропорции среднего и боковых нефов оказались искаженными: столбы, членящие храм в продольном направлении, необычно низки, ибо уровень пола доходит ныне почти до пят покоящихся на них арок, а своды - приземисты. В интерьере размещены надгробные плиты ряда магистров Ливонского ордена и епископов - образцы декоративного искусства XV-XVI вв. Среди них выделяется позднеренессансное надгробие епископа И.П. Нидецки (ок. 1588 г.), где в нише размещено скульптурное изображение полулежащей фигуры покойного. Неоготическое ретабло изготовлено но проекту петербургского архитектора А.И. Штакеншнейдера (1858, столяр Биденрот), алтарный образ «Голгофа» написан известным эстонским живописцем И.П.Келером (1860, копии в Исаакиевском соборе и в соборе св. Стефана в Вене). Окна хора украшены витражами 80-х гг. XIX в. В 1907 г. установлен новый орган, воссоздана полихромная окраска эпохи средневековья на нервюрах сводов (архитектор В. Нейманн), было начато освобождение здания от позднейших пристроек. В 1930-е гг. выстроена ризница, заменившая существовавшую ранее у южной стены хора. © В. Чантурия, Й. Минкявичюс, Ю. Васильев, К. Алттоа, Белоруссия-Литва-Латвия-Эстония, «Искусство», М., 1986 г. |