Самая маленькая средневековая базилика Риги, в облике которой сочетаются черты романики, ранней и развитой кирпичной готики. Впервые упоминается в 1225 г. как храм, принадлежащий рижскому епископу; с 1259 г. использовалась для богослужений женским цистерцианским монастырем, в период реформации - латышским приходом Риги; в 1582 г. превращена в иезуитский костел; в 1621-1923 гг. была лютеранской церковью; в 1924 г. освящена как собор католического епископа. К 1-й трети XIII в. относится прямоугольный пресвитерий, перекрытый крестовым сводом, лишенным нервюр. Предположительно в середине ХIII-начале XIV в. выстроен трехнефный зал для прихожан, получивший нервюрные крестовые своды. Средний неф церкви короче боковых, так как его западный конец занят основанием башни, включенной в массив здания, и отделен от северного и южного нефов двумя мощными столбами. Крещатые сечения столбов, дополнительный кроме западного вход в северной стене и ниши в виде бифорного проема на фасадах базиликальной части созданы под влиянием архитектуры рижского собора св. Марии. В XIV-ХV вв. были переделаны спаренные романского типа окна, надстроены богато декорированные нишами, аркатурными поясами два верхних яруса башни; в начале XV в. возведен позднеготический южный придел (капелла св. Креста), перестроенный внутри в 1675 г., когда в нем был размещен лицей (в 1786 г. переведен в новое здание, после чего придел был частично разрушен). В 1480-е гг. по старому образцу восстановлен сгоревший деревянный шатер башни; во 2-й половине XVI в. щипцы на стенах башни были заменены горизонтальным венчающим карнизом; в 1756 г. изменено основание шатра, которое приобрело округлые очертания. В начале XVII в. церковь ремонтировалась, очевидно, тогда же изменен под влиянием форм маньеризма западный портал (в 1782 г. и в конце XIX в. дополнен пилястрами и барочным фронтоном). В интерьере выделяются: надгробные плиты позднего средневековья; резной проспект органа (1760-1763 гг., органный мастер Г. А. Контиус), украшенный рокайльными орнаментами и скульптурой; декорированная интарсией кафедра в стиле классицизма (1810, краснодеревщик А.Г. Хейбель). При реставрации костела в конце XIX в. был восстановлен полихромный декор свода пресбитерия, датируемый XIII в., воссозданы венчающий аркатурный фриз и обрамления окон на фасадах базиликальной части © В. Чантурия, Й. Минкявичюс, Ю. Васильев, К. Алттоа, Белоруссия-Литва-Латвия-Эстония, «Искусство», М., 1986 г. |