Грандиозный памятник средневекового искусства, родоначальник своеобразной ветви развития готических культовых зданий Прибалтики - строгих зальных базилик с одной западной башней и крестовидными опорами сводов. Заложен из белого камня ок. 1215 г. вместе с монастырем Домского капитула (высшего духовенства Ливонии) по типу саксонской трехнефной базилики, что отразилось в плане и в архитектурных формах восточного трансепта и пресбитерия. В процессе строительства дважды менялась концепция пространственного построения собора (предположительно 3-е десятилетие XIII в. - зальный вариант; последняя четверть XIII в.-начало XIV в. - базиликальный), вместо белого камня стал использоваться кирпич. В монастырском комплексе без существенных изменений сохранился двухнефный зал капитула и обходная галерея клуатра (2-я четверть XIII века). Тектонической строгостью и тщательностью исполнения деталей собор близок к сооружениям цистерцианцев, белокаменный декор (северный портал, капители и консоли в зале капитула, в клуатре и в интерьере) родствен произведениям рейнской школы и отличается переплетением плоскостных позднероманских и горельефных раннеготических растительных и антропоморфных орнаментальных мотивов. Самобытна композиция декоративного заполнения треугольного щипца восточного трансепта, создающая образ иерархического строения мира. В период развитой и поздней готики в XIV и XV вв. боковые нефы были расширены за счет добавления капелл, западная башня надстроена и увенчана пирамидальным шатром, вместо которого после пожара был в 1594-1595 гг. возведен маньеристический многогранный купол с арочной ротондой и шпилем (последний в 1775 г. заменен барочным кивером). В 1720-е гг. появился барочный фронтон с восточной стороны базиликальной части и куполообразная кровля пресбитерия. Над залом капитула в 1778-1787 гг. возведены помещения городской библиотеки с красивым колонным залом (архитектор К. Хаберланд) и в 1888-1892 гг. надстроены остальные окружающие клуатр монастырские помещения (архитекторы К. Нейбургер и В. Нейманн). Средневековое полихромное убранство храма, в том числе сюжетные росписи, почти полностью утрачено. В интерьере преобладают произведения декоративного искусства маньеризма, барокко и новейшего времени. Из них наиболее значительны: каменные надгробия XIV-XVII вв.; эпитафии Малой (ремесленной) гильдии (1604, скульптор Б. Боддеккер) и К. Тизенгаузену (после 1611 г.); резной проспект органа (1601, органный мастер Я. Рааб, 1773-1776 гг., органный мастер Г.А. Контиус); скульптурный декор кафедры (1641, скульптор Т. Хейнце?) и скамьи братства Черноголовых (1693, скульптор Д. Валтер); витражи (конец XIX в., работа рижской, мюнхенской и дрезденской мастерских). Первая комплексная реставрация клуатра и частичная - собора осуществлена в конце XIX-начале XX в. (архитекторы К. Морман и В. Нейманн). В 1959-1961 гг. собор переоборудован под музей - концертный зал и фрагментарно реставрирован (архитекторы Э. Славиетис и В. Другие). В 1981-1983 гг. восстановлена двухъярусная композиция балконов певческих хоров около органа, реконструированы скамьи зрителей и воссоздана первоначальная монохромная окраска стен (архитектор Ю. Галвинып). В клуатре собраны детали убранства различных построек, в том числе стелы рижского дома Черноголовых, одна из которых украшена плоскостным изваянием фигур девы Марии и младенца, другая - св. Маврикия (1521, таллинский скульптор Рейнкен). © В. Чантурия, Й. Минкявичюс, Ю. Васильев, К. Алттоа, Белоруссия-Литва-Латвия-Эстония, «Искусство», М., 1986 г. |