План монастыря Клюни, который появился в конце романской эпохи, реконструирован археологами. Монастырь был защищен мощными, укрепленными стенами. Центром комплекса являлась церковь св. Михаила (1088–1150), постройка которой была начата аббатом Гуго (1049–1109). Вдохновителем общей композиции плана явился монах Гунзон. Грандиозная пятинефная базилика длиной 187 м имела план в форме архиепископского креста (с восточной стороны нефы пересекались двумя трансептами), имела кольцевой обход хора, венец из пяти капелл. С западной стороны основную часть здания завершал длинный трехнефный нартекс - закрытое помещение, предназначавшийся для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения. Церковь имела пять башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну – в центре храма и две – в пределах трансепта. Высота главного свода, имевшего стрельчатую форму, была невероятной для своего времени (31–32 м). Боковые нефы были более низкими, стены прорезаны окнами. Скульптуры над порталами, на капителях, фрески на стенах, служившие образцами для художников, украшавших филиалы ордена, изобилие дорогой утвари дополняли великолепие храма. Церковь Клюни послужила образцом для многих архитектурных сооружений Европы. Рядом сохранилась часть прежней церкви Клюни II, освященной в 991 и расширенной св. Одилоном в 994–1048, которая в свою очередь заменила небольшую церковь Клюни I, возведенную 915–927. © Нина Байор, энциклопедия «Кругосвет» |