Эта усадьба в основном была отстроена во второй половине XVIII века на средства Трубецких. В это же время в архитектуре главных усадебных домов, окруженных парками, еще продолжали сказываться планировочные принципы и методы оформления, характерные для городских зданий. Так, центром дома по-прежнему являлся танцевальный зал, часто служивший и местом парадных обедов. Вокруг него группировались гостиные, рядом с которыми часто располагалась парадная спальня. В Знаменском хорошо сохранился такой зал, где наряду с архитектурными элементами в виде спаренных коринфских колонн применена живопись, заменившая сложную и дорогую по исполнению лепнину. Неизвестный нам живописец сумел иллюзорным изображением архитектурных деталей (кессоны на паддугах — месте соединения стен с потолком) создать непосредственную связь с живописью плафона, где изображен мчащийся в облаках на колеснице Аполлон. Обращает на себя внимание тонкое исполнение крепостными столярами дверей зала. В зале имеются хоры, с которых некогда звучал оркестр крепостных музыкантов. С внешней стороны усадебный дом Знаменского весьма скромен. Особенностью дома следует считать техническую сторону его постройки. Штукатурка скрывает деревянные стены верхнего этажа, в то время как нижний выполнен из кирпича. © М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г. |