Легенда повествует о том, что владелец усадьбы, будучи награжден Анненским крестом, заказал архитектору проект дома, план которого напоминал бы знак ордена. Как бы ни была интересна эта легенда, следует все же сказать, что подобный план имел своим прототипом план садового Эрмитажа. На рубеже XVIII— XIX веков, когда строился дом в Люблине, сложные, даже прихотливые формы садового павильона заменялись относительно правильной планировкой продолговатых комнат, приспособленных лишь для летнего пребывания. Архитектор (И. Еготов(?) проявил здесь незаурядное дарование, создав интересное здание с четырьмя одинаковыми фасадами. От центрального круглого зала, освещенного через застекленные двери, расходятся в четыре стороны парадные помещения и личные комнаты. Их объемы умело связаны между собой идущими по кругу легкими ионическими колоннадами. Желая должным образом завершить здание, архитектор поднял объем круглого зала до уровня второго этажа, перекрыв его куполом, на котором некогда стояла статуя. Над первым этажом «рукавов креста» размещены небольшие помещения антресолей — верхнего полуэтажа. Они завершены с торцов небольшими фронтонами и освещены столь типичными для того времени полукруглыми окнами. Все здесь свидетельствует о декоративности замысла, хотя мастер оперирует строгими классическими элементами. Внутри в круглом зале сохранилась гризайльная роспись, выполненная художником-декоратором Д. Скотти. Ему же приписывают и роспись остальных помещений. © М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г. |