В непосредственной близости от самой больницы им. Пирогова, на том же проспекте, расположен Голицынский корпус (быв. здание Голицынской больницы), построенный М. Казаковым в 1796—1801 годах. Здание по праву может считаться лучшим среди его произведений. Планировочная схема несколько напоминает распространенный в те годы прием постройки городской усадьбы с парадным двором со стороны улицы. Однако боковые корпуса больницы вытянуты вдоль улицы, демонстрируя свою связь с протяженностью ее пространства. Тот же принцип мы обнаружим и в расположении белокаменной лестницы, подымающейся к порталу центрального здания. Купол, венчающий круглый зал церкви, придает особую гармоническую законченность всей композиции здания. В то же время два меньших купола, на стройных барабанах, стоящие со стороны портика, заставляют предполагать, что по другую сторону фасада им отвечает пара подобных же небольших куполов. Тем самым здание воспринимается как весомый, массивный объем. Планировка корпусов с их сдержанной, даже строгой архитектурой наиболее полно отразила идейные основы общественного сооружения классицизма. Центральный круглый купольный зал обходит колоннада ионического ордера, но сам купол покоится на стенах, расположенных за колоннами, что создает впечатление исключительной пространственности. Сквозь круглое отверстие купола виднеется второй — подсвеченный наружными окнами-люкарнами. Между колоннами ионического ордера стоят меньшие по масштабу колонны коринфского ордера, что было необычным в тогдашней архитектурной практике. Стены зала расписаны однотонной живописью, воспроизводящей лепные скульптурные украшения. Такого рода живопись получила название «гризайль» благодаря преимущественному применению серого цвета. Позади больницы Казаков устроил спускающийся к Москве-реке парк с дорожками и фигурным прудом. Вдоль берега была сооружена белокаменная набережная с двумя белокаменными беседками, как бы подчеркивающими границы владения. Ныне парк больницы вошел в состав Центрального парка культуры и отдыха имени М. Горького. © М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г. |