Наиболее интересным памятником Москвы петровского времени безусловно следует считать церковь Архангела Гавриила, известную под народным прозвищем «Меншиковой башни». Башня была возведена в 1704—1707 годах на средства известного сподвижника Петра I А. Меншикова. Некогда она была увенчана высоким шпилем, сгоревшим в 1723 году. Такое невиданное в архитектуре Москвы завершение легенда объясняет желанием тщеславного заказчика выстроить храм выше колокольни Ивана Великого. В конце XVIII века здание было приведено в порядок и сохранилось в таком виде до сих пор. Зодчий Иван Зарудный сочетал в «Меншиковой башне» старую схему плана с новой системой башнеобразного построения объема. Поставленные друг на друга восьмигранники уже мало походят на недавние восьмерики. Они плавно соединены друг с другом крышами с мягким волнообразным изгибом. Ордерные формы в виде колонн, лопаток и поясов-антаблементов привносят в облик храма те масштабные соотношения, близкие человеку, которые отныне определят развитие русской архитектуры. При большой высоте храма-башни он выглядит легким, что было достигнуто рядом тонких архитектурных приемов. Так, сильно вытянутые колонны его портиков получили каннелюры, придавшие им зрительно большую стройность; пилястры приобрели филенки, украшенные свисающими гирляндами из цветов и фруктов; проемы восьмигранников значительно увеличились в высоту, на их гранях разместились декоративные вазы (ранее стояли скульптуры); каждая вертикальная деталь была отмечена соответствующим выступом карнизов (креповкой) или декоративным надкарнизным украшением (акротерием). Высокие художественные качества «Меншиковой башни» во многом обусловливаются и великолепно выполненной в белом камне рельефной декоративной орнаментацией. Работавшие здесь скульпторы умело украсили свое произведение цветочными гирляндами и картушами, наделив их тонкой пластикой, подчеркнутой розовым фоном стен. Особенно красив западный фасад храма с его огромными почти что скульптурными гигантскими волютами, оттеняющими хрупкие на вид колонны портика входа. Сохранившиеся внутри фрагменты не менее замечательного убранства, например статуи-кариатиды на хорах и декоративная лепнина в алтаре, говорят о большой одаренности скульпторов-итальянцев. Архитектурное совершенство «Меншиковой башни» оказало заметное влияние при постройке колокольни Петропавловского собора в Петербурге. © М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г. |