Во главе строительной артели храма, по-видимому, стоял прославленный русский зодчий Яков Бухвостов, чье творчество отмечено пристрастием к декоративным эффектам. Действительно, храм Троицкого-Лыкова стал известен в литературе как памятник, который обычно сравнивают с драгоценностью, усыпанной бисером, обтянутой золотыми нитями и сверкающей на солнце, — так велико его декоративное богатство. Центральный кубический объем здания увенчан крупным восьмериком, на котором высятся еще два, образующие башню с куполом. Алтарь и западный притвор также несут главы, поставленные на ярусные подымающиеся восьмерики. Обработка всех частей храма фигурными филенками и витыми колонками, не говоря о сильно профилированных карнизах, придает им чуть ли не скульптурный характер — так богата здесь пластика. Колонки порталов, наличников окон и у ребер граней главного восьмерика покрыты белокаменной резьбой. Особенно красивы восьмигранные окна-люнеты на южном и северном фасадах. Их обрамление — редкий образец изысканнейшей резьбы большого художника-мастера. Первоначальный красно-оранжевый цвет стен еще сильнее выделял богатство белокаменного убранства. Внутри храма сохранились фрагменты золоченого резного иконостаса, некогда подымавшегося до самых сводов. Декоративной позолоченной резьбой были украшены и ребра несущих арок и ложа владельца храма на западной стене. К ней ведет проход в толще стены, что свидетельствует о незаурядных конструктивных способностях зодчего. Храм Троицкого-Лыкова, один из последних памятников Древней Руси, может быть с полным правом назван ее лебединой песнью. © М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г. |