Храм Покрова — одно из самых замечательных произведений русского зодчества конца XVII века. Он был возведен в 1693 году на средства боярина Л. Нарышкина — дяди молодого Петра. Храм в Филях славится совершенством и законченностью своих форм, здесь как бы собрано воедино все то, что составляет особенности «московского барокко». Поскольку Нарышкины в течение 90-х годов XVII века построили в своих усадьбах ряд превосходных зданий подобного рода, все это направление в русском зодчестве нередко называется также нарышкинским стилем. Усложненная, многообъемная композиция храма замечательна цельностью своего симметричного построения и одновременно своей необычайной живописностью. Широкие, раскидистые открытые лестницы ведут к своеобразной террасе на аркадах — подклету, на котором, собственно, и стоит храм. Его центральная часть — четверик с полукруглыми выступами притворов и алтаря, несущих главы, — увенчана тремя убывающими кверху восьмериками. В пролетах среднего звона висели колокола. Так древний тип храма — «иже под колоколы» — нашел здесь новое воплощение. Большую роль в декоративном облике памятника играет белокаменное убранство, четко выделяющееся на фоне кирпичных стен. Многочисленные окна обрамлены наличниками с колонками. Колонки не только приставлены к столбам аркады подклета, но и размещены на углах четверика, у ребер восьмериков. Над мелкопрофилированными белокаменными карнизами и над окнами поднимаются острые по силуэту гребни, которые словно кружево обрамляют все части здания. Золотые граненые главы увенчаны ажурными крестами, им вторят городчатые решетки окон. Войдя в церковь, мы увидим не меньшее «чудо»: резной позолоченный многоярусный иконостас поднимается до самых сводов. Ему вторят резные же клиросы и ложа владельца, расположенная вверху над западной аркой. Фоном этой виртуозной резьбы, в которой сплетаются крученые стебли, замысловато изогнутые листья и плоды, некогда служил черный цвет, что, естественно, усиливало декоративность и блеск позолоты. На одной из икон усматривают изображение молодого Петра. © М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г. |