Свято-Донской ставропигиальный мужской монастырь. Тут стоит полюбоваться въездной частью XVII века одного из древнейших монастырей Москвы. Монастырь был основан в 1591 году на месте стана русского войска, вышедшего навстречу татарам крымского хана Казы-Гирея. Однако строительство монастыря, по-видимому, было, скорее, обусловлено стратегическими соображениями — укрепления нового монастыря улучшали оборону южной окраины столицы. Два года спустя в монастыре был возведен скромный одноглавый собор, известный под названием «Старый». Он мало напоминает величавые монастырские соборы будучи скорее похож на храмы, которыми в XVI веке обстраивались слободы и посады Москвы. Небольшой кубический объем собора расчленен по традиции лопатками-пилястрами. Их завершает упрощенный, но хорошо скомпонованный пояс-антаблемент. Над антаблементом высится трехъярусная пирамида кокошников, увенчанная стройным световым барабаном с главкой. При всей своей простоте архитектура собора отличается большим изяществом и легкостью форм. Внутри собор поражает совершенством сложного крещатого свода, поднимающегося к озаренному светом куполу, что позволило обойтись без стесняющих пространство столбов. Скромные приделы, трапезная и шатровая колокольня, пристроенные в конце XVII века, хорошо согласованы с архитектурой «Старого» собора. Некогда собор был украшен фресками. В 1684—1693 годах в центре монастыря возводится большой «Новый» собор. Желая, видимо, отразить входившие в моду композиционные приемы (в виде округлых равновеликих притворов), зодчий усложняет все фасады основного куба собора своего рода выступами. Они поднимаются вместе с восточными апсидами на всю высоту здания, завершаясь главами. Подобное необычное размещение глав, по странам света, придало силуэту собора известную остроту. Нижнюю часть собора опоясывает крытая галерея. Ее архитектурные детали — толстые столбы, декоративные гирьки, висящие в пролетах арок, — говорят о неизжитых еще приемах и формах середины XVII века. Внутри собора сохранился резной деревянный иконостас в стиле «московского барокко». В 1686—1711 годах монастырскую территорию окружили каменные стены и башни, образовавшие почти правильный квадрат. В это время подобные укрепления уже стали достоянием истории. Однако здесь зодчий все же повторяет прежние формы. Узорные «короны» на башнях свидетельствуют о новых, чисто художественных задачах ограды, сделанной «по городовому устроению». В 1713 году над северными монастырскими воротами поднялась Тихвинская церковь. Ее отличают большая стройность и изящество форм, а также детали новой петровской архитектуры. Кованая ажурная решетка середины XVIII века, расположенная с внешней подъездной стороны, усилила светский «павильонный» характер церкви. В начале того же XVIII века по проекту петербургского архитектора Д. Трезини в монастыре началось сооружение колокольни. Однако ему удалось возвести лишь нижний ярус. Достраивал колокольню в середине столетия А. Евлашев. Ее облик свидетельствует о новом стиле барокко, получившем в Москве несколько тяжеловатые пропорции и формы. С 70-х годов XVIII столетия на монастырском кладбище хоронят многих видных московских деятелей. Среди них поэты М. Херасков и А. Сумароков, архитектор О. Бове, философ П. Чаадаев, художник В. Перов, историк В. Ключевский, ученый Н. Жуковский. Многие надгробные памятники были выполнены известными русскими скульпторами. Ныне в стенах Донского монастыря размещен крупнейший Музей архитектуры имени А.В. Щусева, где собраны десятки тысяч ценнейших чертежей и рисунков русских архитекторов, модели выдающихся зданий и ряд фрагментов ныне не существующих сооружений. © М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г. |