World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  База данных по архитектуре | Видео | Последние добавления   
тип аккаунта: гостевой  

случайное здание в базе данных: Тринити Коммонс, Нью-Йорк


фото А.А. Александров, 1970 г.
фото А.А. Александров, 1970 г.
фото А.А. Александров, 1970 г.
фото А.А. Александров, 1970 г.
фото А.А. Александров, 1970 г.
фото А.А. Александров, 1970 г.
фото А.А. Александров, 1970 г.

Свято-Донской монастырь


СтранаРоссия
ГородМосква
ОкругЮжный административный округ
РайонДонской
АдресДонская площадь, 1
Статуспостроено в 1591 г.
Назначениехрамы и церкви, памятник архитектуры



Описание

Свято-Донской ставропигиальный мужской монастырь. Тут стоит полюбоваться въездной частью XVII века одного из древнейших монастырей Москвы. Монастырь был основан в 1591 году на месте стана русского войска, вышедшего навстречу татарам крымского хана Казы-Гирея. Однако строительство монастыря, по-видимому, было, скорее, обусловлено стратегическими соображениями — укрепления нового монастыря улучшали оборону южной окраины столицы.
Два года спустя в монастыре был возведен скромный одноглавый собор, известный под названием «Старый». Он мало напоминает величавые монастырские соборы будучи скорее похож на храмы, которыми в XVI веке обстраивались слободы и посады Москвы. Небольшой кубический объем собора расчленен по традиции лопатками-пилястрами. Их завершает упрощенный, но хорошо скомпонованный пояс-антаблемент. Над антаблементом высится трехъярусная пирамида кокошников, увенчанная стройным световым барабаном с главкой. При всей своей простоте архитектура собора отличается большим изяществом и легкостью форм.
Внутри собор поражает совершенством сложного крещатого свода, поднимающегося к озаренному светом куполу, что позволило обойтись без стесняющих пространство столбов. Скромные приделы, трапезная и шатровая колокольня, пристроенные в конце XVII века, хорошо согласованы с архитектурой «Старого» собора. Некогда собор был украшен фресками.
В 1684—1693 годах в центре монастыря возводится большой «Новый» собор. Желая, видимо, отразить входившие в моду композиционные приемы (в виде округлых равновеликих притворов), зодчий усложняет все фасады основного куба собора своего рода выступами. Они поднимаются вместе с восточными апсидами на всю высоту здания, завершаясь главами. Подобное необычное размещение глав, по странам света, придало силуэту собора известную остроту. Нижнюю часть собора опоясывает крытая галерея. Ее архитектурные детали — толстые столбы, декоративные гирьки, висящие в пролетах арок, — говорят о неизжитых еще приемах и формах середины XVII века. Внутри собора сохранился резной деревянный иконостас в стиле «московского барокко».
В 1686—1711 годах монастырскую территорию окружили каменные стены и башни, образовавшие почти правильный квадрат. В это время подобные укрепления уже стали достоянием истории. Однако здесь зодчий все же повторяет прежние формы. Узорные «короны» на башнях свидетельствуют о новых, чисто художественных задачах ограды, сделанной «по городовому устроению».
В 1713 году над северными монастырскими воротами поднялась Тихвинская церковь. Ее отличают большая стройность и изящество форм, а также детали новой петровской архитектуры. Кованая ажурная решетка середины XVIII века, расположенная с внешней подъездной стороны, усилила светский «павильонный» характер церкви.
В начале того же XVIII века по проекту петербургского архитектора Д. Трезини в монастыре началось сооружение колокольни. Однако ему удалось возвести лишь нижний ярус. Достраивал колокольню в середине столетия А. Евлашев. Ее облик свидетельствует о новом стиле барокко, получившем в Москве несколько тяжеловатые пропорции и формы.
С 70-х годов XVIII столетия на монастырском кладбище хоронят многих видных московских деятелей. Среди них поэты М. Херасков и А. Сумароков, архитектор О. Бове, философ П. Чаадаев, художник В. Перов, историк В. Ключевский, ученый Н. Жуковский. Многие надгробные памятники были выполнены известными русскими скульпторами.
Ныне в стенах Донского монастыря размещен крупнейший Музей архитектуры имени А.В. Щусева, где собраны десятки тысяч ценнейших чертежей и рисунков русских архитекторов, модели выдающихся зданий и ряд фрагментов ныне не существующих сооружений.

© М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г.




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура