По своей сохранности этот комплекс, состоящий из палат и примыкающей к ним церкви Николы, «что на Берсеневке», является, пожалуй, единственным. Он слагался постепенно, однако 1656—1657 годы должны считаться временем, когда был построен не только храм, но и основная часть палат. В одном из ее помещений — крестовой палате, выходящей на юго-восток, — сохранилось в замке свода резное изображение креста, вокруг которого сделана надпись: «Написан сей святой и животворящий крест в лето 7165 году; того же лета и палата поставлена». Несмотря на известную асимметрию в расположении палат, здесь легко угадывается привычная для XVII века планировка жилого дома, когда по обе стороны вытянутых в глубину сеней размещались жилые помещения. Все палаты перекрыты коробовыми сводами с многочисленными распалубками и хорошо освещены относительно часто расположенными окнами. С восточной стороны палаты сохранили красное крыльцо с типичными кувшинообразными колонками; не менее декоративен венчающий карниз. Церковь Николы соединялась некогда с палатами переходом на столбах. Ее сооружал незаурядный мастер, что видно по изобретательности, которую он проявил в затейливых профилях кокошников, венчающих двумя ярусами храм, в пластической обработке колонками барабанов глав, в наличниках, обрамляющих окна, и в других деталях убранства, покрывающих обычный для того времени четверик основного объема. В начале XVIII века с северной стороны к палатам были пристроены парадная лестница и ряд помещений. Для общей симметрии здания справа от центрального выступа был добавлен небольшой выступ-ризалит. Фасад центральной парадной пристройки привлекает внимание декоративностью венчающей части — своего рода мезонина с расположенными по сторонам белокаменными, красиво прорисованными волютами и растительными декоративными формами в виде цветов и фруктов. Некогда на тумбах здесь стояли статуи, что выделяло парадный вход дома. Не менее тонко выполнены наличники окон верхнего этажа с лучковыми фронтонами и раковинами в их тимпанах. Красива и арка над входом с ее эффектными резными же кронштейнами. Общее декоративное построение фасада этой части палат напоминает триумфальные арки-ворота, которые сооружались в Москве в честь побед молодой петровской России над шведами, в первую очередь в связи с Полтавской «баталией». Поскольку в их сооружении участвовал И. Зарудный, можно предполагать, что он являлся и автором пристроенного в эти годы центрального выступа палат дьяка Аверкия Кириллова. © М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г. |