World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  База данных по архитектуре | Видео | Последние добавления   
тип аккаунта: гостевой  

случайное здание в базе данных: Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк


фото А.А. Александров, 1970 г.

Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова


Другие названияРоссийский институт культурологии
Святителя Николая Чудотворца в Верхних Садовниках церковь
СтранаРоссия
ГородМосква
ОкругЦентральный административный округ
РайонЯкиманка
АдресБерсеневская набережная, 18-20
Статуспостроено в период 1656-1657 гг.
Назначениепамятник архитектуры, образовательное учреждение



Описание

По своей сохранности этот комплекс, состоящий из палат и примыкающей к ним церкви Николы, «что на Берсеневке», является, пожалуй, единственным. Он слагался постепенно, однако 1656—1657 годы должны считаться временем, когда был построен не только храм, но и основная часть палат. В одном из ее помещений — крестовой палате, выходящей на юго-восток, — сохранилось в замке свода резное изображение креста, вокруг которого сделана надпись: «Написан сей святой и животворящий крест в лето 7165 году; того же лета и палата поставлена». Несмотря на известную асимметрию в расположении палат, здесь легко угадывается привычная для XVII века планировка жилого дома, когда по обе стороны вытянутых в глубину сеней размещались жилые помещения. Все палаты перекрыты коробовыми сводами с многочисленными распалубками и хорошо освещены относительно часто расположенными окнами. С восточной стороны палаты сохранили красное крыльцо с типичными кувшинообразными колонками; не менее декоративен венчающий карниз. Церковь Николы соединялась некогда с палатами переходом на столбах. Ее сооружал незаурядный мастер, что видно по изобретательности, которую он проявил в затейливых профилях кокошников, венчающих двумя ярусами храм, в пластической обработке колонками барабанов глав, в наличниках, обрамляющих окна, и в других деталях убранства, покрывающих обычный для того времени четверик основного объема.
В начале XVIII века с северной стороны к палатам были пристроены парадная лестница и ряд помещений. Для общей симметрии здания справа от центрального выступа был добавлен небольшой выступ-ризалит.
Фасад центральной парадной пристройки привлекает внимание декоративностью венчающей части — своего рода мезонина с расположенными по сторонам белокаменными, красиво прорисованными волютами и растительными декоративными формами в виде цветов и фруктов. Некогда на тумбах здесь стояли статуи, что выделяло парадный вход дома. Не менее тонко выполнены наличники окон верхнего этажа с лучковыми фронтонами и раковинами в их тимпанах. Красива и арка над входом с ее эффектными резными же кронштейнами. Общее декоративное построение фасада этой части палат напоминает триумфальные арки-ворота, которые сооружались в Москве в честь побед молодой петровской России над шведами, в первую очередь в связи с Полтавской «баталией». Поскольку в их сооружении участвовал И. Зарудный, можно предполагать, что он являлся и автором пристроенного в эти годы центрального выступа палат дьяка Аверкия Кириллова.

© М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г.




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура