Еще под 1476 годом в летописи сообщалось о церкви Никиты «иже За Яузою». Однако из этой записи нельзя сделать вывод, что речь идет о каменном храме. Летописное известно 1533 года отмечает, что ударом молнии у церкви «прошибе стену и у деисуса попали злато». Поскольку здесь не говорится о пожаре, можно думать, что церковь уже была каменной. Существующий храм сохранил вкладную плиту с надписью о постройке храма в 1595 году московским торговым человеком Саввой Емельяновым, сыном Вагиным. Наружные формы храма не противоречат этой дате. Спокойно вздымаются полукружия закомар-кокошников, над которыми высится относительно небольшая главка. Тонкие по формам членения стен и профилировка карнизов и архивольтов также указывают на время Бориса Годунова, когда получили распространение мелкие профили, появившиеся в русской архитектуре еще в начале XVI века. Древнейшая часть храма — одностолпный подклет — сохранила великолепную по техническому исполнению кладку из мелкого «алевизовского» кирпича, введенного в обиход в первые десятилетия этого века. Наличие в кладке белого камня, а также лопаток на апсиде заставляет думать, что Савва Вагин лишь перестроил уже ранее существовавший каменный храм. В 1684—1685 годах к церкви с юга был пристроен новый придел, а с северо-запада в то же время небольшая колокольня. Особенно красиво открытое западное гульбище-терраса, выходящее в сторону Москвы-реки. Обращает на себя внимание и красивый по рисунку керамический портал. Крупные детали убранства придела XVII века, видимо, сделаны с расчетом на их дальнее обозрение. Северный же портал, поражающий тонкостью и узорностью своих белокаменных и керамических деталей, рассчитан на более близкую точку зрения. Это один из интереснейших памятников архитектуры старой Москвы. © М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г. |