В центре Китай-города (Богоявленский переулок) высится одно из примечательных зданий Москвы конца XVII столетия — собор Богоявления б. Богоявленского монастыря. Он был возведен в 1693—1696 годах. По своей общей композиции и декоративному убранству это здание принадлежит к стилю, который обычно называют «московским барокко». Этот стиль возник в конце XVII века и получил широкое распространение. Его отличает многообъемная композиция. Кубический объем самого храма Богоявленского монастыря поставлен на высокий арочный подклет, почти лишенный архитектурных деталей. К нему примыкает одноэтажная трапезная. Верх храма выполнен в виде огромного светового восьмерика, на котором стояла восьмигранная глава. Особенностью убранства собора следует считать не столько полюбившиеся в эти годы ордерные формы, сколько сильно увеличенные детали прежнего, так называемого штучного набора в виде балясин, кронштейнов и других элементов. Составленные вместе, они образуют узорные тяги, карнизы и т. п. Лишь в наличниках окон и порталах применены колонки, почти теряющиеся среди контрастного светотеневого узорочья, обильно покрывающего стены храма. В XVIII веке к собору с запада пристроили почти что гражданское здание с небольшим шпилем — характерной деталью архитектуры петровского времени. У его северозападного угла в систему арочного подклета было встроено небольшое одноэтажное здание в стиле барокко середины XVIII века. Несмотря на самостоятельность архитектуры этой постройки, неизвестный автор связал ее с основным храмом. Он применил здесь для стен здания и архитектурных деталей ту же расцветку — красное и белое. Внутри собора сохранились фрагменты скульптурного убранства начала XVIII века, отличающиеся хорошим рисунком и тонкой пластикой. В стены вставлены надгробные плиты, среди которых выделяются погребения рода князей Голицыных, считавших храм своей усыпальницей. (Здесь в свое время стояли две надгробные статуи, выполненные Гудоном.) © М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г. |