После неудавшейся попытки крупнейшего русского архитектора XVIII века В. Баженова построить в Кремле грандиозный дворец, включив в его ансамбль основные древние здания Кремля, его помощник, выдающийся зодчий М. Казаков, возводит в 1776—1787 годах здание Сената. Несмотря на трудности его размещения на треугольном участке, Казаков блестяще справился со своей задачей. В треугольник внешних корпусов он мастерски вписывает внутренние корпуса, образующие пятигранный двор, что направляет вошедшего в сторону зала заседаний Сената. Этот величественный купольный зал, окруженный со стороны двора колоннадой, представляет собой композиционный центр сложного сооружения. Удлиненный корпус здания со стороны площади ритмически расчленен вертикальными филенками и пилястрами, между которыми помещены удлиненные, высокие окна, что придает зданию строгий, официальный и в то же время торжественный вид. В центре этого фасада расположена ведущая во внутренний двор арка с парными ионическими колоннами по сторонам, что вместе с небольшим овальным куполом смягчает впечатление суровости и строгости от архитектуры здания. Его как бы срезанные углы обработаны ордерными деталями и украшены углубленными в тело здания лоджиями. Благодаря такому приему фасад выглядит не плоской стеной, а частью массивного объема, который хочется обойти кругом. Композиционное мастерство Казакова сказалось в органической связи здания с ансамблем Кремля и городом. Купол Сената помещен по оси Сенатской башни, которая расположена в середине кремлевской стены, выходящей в сторону Красной площади, что связало здание с городом и его главной площадью. Высокое совершенство архитектуры Сената предопределило использование его форм в так называемых присутственных местах (зданиях, где размещались правительственные учреждения), возводившихся в губернских городах России в конце XVIII и начале XIX столетия. С особым тщанием Казаков разработал архитектуру центрального зала Сената. Круглый зал высотой 27 м. украшен вдоль стен величественными коринфскими колоннами; над ними расположена обходная галерея, над которой, в свою очередь, высится большой кессонированный купол пролетом 24.7 м. Его величественные, торжественные формы позволили современникам назвать зал «русским Пантеоном». Между колоннами размещено восемнадцать скульптурных барельефов, сюжеты которых были разработаны известными поэтами XVIII века Г. Державиным и Н. Львовым. Барельефы, выполненные, как и прочие лепные детали убранства, скульпторами И. Юстом, Арнольди и другими, вносят определенную мягкость и пластичность в строгую архитектуру зала. Сопровождающие скульптуру надписи не только прославляют законность, правосудие и просвещение, но и раскрывают аллегорическое содержание сложных многофигурных сцен. Сенатский зал представляет собой одну из вершин архитектуры русского классицизма XVIII века. © М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г. |