С северной стороны Успенского собора расположен Патриарший двор с собором Двенадцати апостолов. Собор — лишь часть обширного комплекса палат и храмов, входивших в состав патриаршего дворца. Патриарший дом связывался системой переходов как с царским дворцом, так и с Чудовым монастырем, располагавшимся в восточной части Кремля. Летопись упоминает о возведении каменных построек на территории митрополичьего двора (с введением патриаршества в XVI веке он был соответственно переименован) еще во второй половине XV века. По-видимому, кое-что строилось и в XVI веке. Новая перестройка дворца началась в 1645 году под руководством зодчего Дмитрия Охлебинина и была закончена в 1655 году, возможно, при участии Аверкия Мокеева. В 1680-х годах патриарший дворец вновь подвергся значительной перестройке. В новую постройку вошли части здания более раннего периода. В итоге был создан комплекс разнообразных по назначению палат, отвечавших нуждам патриаршего дома. Они представляли собой достаточно компактную группу, имевшую на наружных стенах скромные наличники окон и колончато-аркатурный пояс, сходный с поясом Успенского собора. Эта сравнительно незначительная деталь архитектурного убранства как бы знаменует собой начало развития в древнерусском каменном зодчестве стремления создать единство ансамбля посредством применения однородных деталей в разновременных зданиях. Главнейшей частью патриаршего дома является ныне восстановленная Крестовая палата. Она поражала современников своей величиной (13X19 м) и отсутствием обычного столба в центре. Сомкнутый высокий свод перекрыл обширное пространство, создав внутри впечатление свободы, простора и величия, что так ценилось патриархом Никоном и затем нашло себе место в монастырских трапезных конца XVII века. Павел Алеппский, сирийский путешественник, приглашенный на торжество открытия новых патриарших палат, пишет: крестовая палата «поражает своей необыкновенной величиной, длиной и шириной; особенно удивителен обширный свод без подпор посредине. По окружности палаты сделаны ступеньки, и пол в ней вышел наподобие бассейна, которому не хватает только воды. Она выстлана чудесными разноцветными изразцами. Огромные окна ее выходят на собор; в них вставлены оконницы из чюдесной слюды, убранной разными цветами, как будто настоящими ... В ней, подле двери, сделана огромная печь из превосходных изразцов». Примыкавший с востока к палатам Патриаршего двора собор Двенадцати апостолов, по своему типу четырехстолпный храм, повторяет старозаветные образцы, о чем так заботился властолюбивый Никон. Собор стоит над арками проезда, некогда ведшего во внутренний двор. На его северной стороне имеется своего рода балкон, откуда начинался переход в Чудов монастырь. Иконостас собора относится к концу XVII столетия. © М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г. |