На противоположной от Успенского собора стороне Соборной площади высится Архангельский собор — княжеская усыпальница, — начатый постройкой в 1505 году. Архангел Михаил почитался покровителем русских князей, поэтому в его честь сооружались в княжеских городах-резиденциях храмы. Постройка Архангельского собора была поручена приехавшему на Русь итальянцу, известному под именем Алевиза Нового. Он, видимо, происходил из круга венецианских зодчих, так как собор наделен чертами архитектурных произведений «жемчужины Адриатики». Алевиз был принужден считаться с желаниями церковных властей. Построенный им шестистолпный и пятиглавый собор по своему типу был близок Успенскому собору. Однако Алевиз, формально подчиняясь требованиям церкви, все же внес в его архитектуру много нового. Так, традиционные лопатки на стенах превратились в пилястры, завершенные красивыми коринфскими капителями. Русские пояса преображены в сложные карнизы с мелким профилем. Поверхности отрезанных карнизами закомар, превратившихся в декоративные кокошники, Алевиз заполняет великолепно выполненными раковинами, часто применявшимися в те годы в Венеции. По их бокам и в их завершении он поставил декоративные детали, покрытые растительным орнаментом (акротерии). Красиво профилированные продолговатые филенки украшают стены. Тем же целям служат и ложные арки с тонкой профилировкой их архивольтов. На западном, главном фасаде Алевиз устраивает парадную лоджию, украшенную фреской. Первоначально собор с севера имел красивую открытую аркаду. Алевиз тяготел к повышенной декоративности архитектурных форм, что особенно сильно сказалось в порталах храма, обильно украшенных растительным резным орнаментом. С его легкой руки такого рода порталы заменили старые в Благовещенском соборе. Сходные орнаменты нашли себе место на отдельных оконных наличниках Грановитой палаты, не говоря о новой волне увлечения орнаментальностью в начале XVII века, когда сооружался Теремной дворец. Однако основным достоинством собора Алевиза следует считать введение, если так можно сказать, в архитектуру монументальных зданий человеческого масштаба, что проявилось в поэтажном — ярусно-горизонтальном членении стен собора, в применении ордерных форм. Тем самым в архитектуру церковного здания незримо проникали светские черты, столь основательно изменившие русское зодчество столетием позднее. Оконченный к 1509 году Архангельский собор оказался одним из самых нарядных кремлевских зданий. Он настолько пришелся по душе москвичам, что в течение почти целого столетия служил образцом. Архангельский собор был, видимо, расписан сразу же после его окончания. Однако в 1652 году фрески почти все были заменены новыми. Хотя в их создании участвовали видные «жалованные изографы» Оружейной палаты — Я. Казанец и С. Рязанец, — все же их росписи уступают сохранившимся фрескам XVI века. Но они интересны попыткой создать портретную галерею московских великих князей и царей. Иконостас собора был заменен новым в 1680—1681 годах. Художник А. Золотарев написал иконы с применением светотени, перспективы и объемного изображения фигур. Золоченая резьба и новые в русском искусстве того времени ордерные декоративные формы иконостаса создают ощущение определенной торжественности и величественности. Эти декоративные формы получили широкое распространение и известность под условным наименованием «московского барокко», серьезно повлияв на внешнее архитектурное убранство многих зданий. В иконостасе замечательна икона «Архангел Михаил» начала XV века. Фигура архангела с широко распростертыми крыльями производит сильное впечатление своим изяществом и энергичной, утверждающей позой Архангел поднял сверкающий меч, как бы предостерегающий врагов Москвы. Превосходна цветовая гамма иконы. Алый плащ архангела и узкая алая же лента, перевивающая ножны меча, оттенены холодным голубоватым цветом панциря; золото фона гармонирует с изысканной красочностью этого замечательного памятника живописи эпохи Андрея Рублева. © М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г. |