World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  База данных по архитектуре | Видео | Последние добавления   
тип аккаунта: гостевой  

фото World Art
от 2007.06.04
фото World Art
от 2007.06.04
фото World Art
от 2007.06.04
фото World Art
от 2007.06.04
фото World Art
от 2007.06.04

Архангельский собор


Другие названияCathedral of the Archangel
Собор Архангела Михаила
Arkhangelsky sobor
Cathédrale de l'Archange-Saint-Michel de Moscou
Archangel'skij sobor
Erzengel Michael Kathedrale
СтранаРоссия
ГородМосква
ОкругЦентральный административный округ
РайонТверской
АдресИвановская площадь
альтер. адрес: Соборная площадь
Статуспостроено в период 1505-1508 гг.
Назначениехрамы и церкви, памятник архитектуры
АрхитектураАлевиз Фрязин Новый
Сайтwww.kremlin.ru
Википедия
Ссылки
В списках
#16 в списке Московский Кремль


На карте мира
Вы можете посмотреть месторасположение этого объекта на карте Google Maps или Yandex Maps точностью до одного метра. Координаты объекта: широта (55.750249), долгота (37.617906)

Это сооружение входит в комплекс зданий
Московский Кремль:
2-я Безымянная башня
Водовзводная башня
Казанской иконы Божией Матери собор
Кутафья башня
Оружейная башня
Памятник Г.К. Жукову
Петровская башня
Церковь Рождества Богоматери (1393)
Успенский собор (1479)
Церковь Ризположения (1485)
Беклемишевская башня (1487)
Благовещенская башня (1488)
Благовещенский собор (1489)
Боровицкая башня (1490)
Константино-Еленинская башня (1490)
Грановитая палата (1491)
Никольская башня (1491)
Сенатская башня (1491)
Спасская башня (1491)
Угловая Арсенальная башня (1492)
Комендантская башня (1495)
Набатная башня (1495)
Средняя Арсенальная башня (1495)
Троицкая башня (1495)
Архангельский собор (1508)
Колокольня Ивана Великого (1508)
Лобное место (1521)
Собор Василия Блаженного (1561)
Царь пушка (1586)
Теремной дворец (1636)
Потешный дворец (1652, 3 эт.)
Патриарший дворец и собор Двенадцати Апостолов (1656)
Царская башня (1680)
Верхоспасский собор и теремные церкви (1681)
Арсенал (1736)
Царь колокол (1737)
Тайницкая башня (1773)
1-я Безымянная башня (1783)
Сенат (1787)
Грот в Александровском саду (1812)
Памятник Минину и Пожарскому (1818)
Большой Кремлевский дворец (1849)
Оружейная палата (1851)
Государственный Исторический музей (1883)
Здание городской думы (1892)
ГУМ (1893, 3 эт.)
Средние торговые ряды (1893)
Мавзолей В.И. Ленина (1930)
14-й корпус Кремля (1934, 4 эт.)
Государственный Кремлевский дворец (1961)
Могила Неизвестного солдата (1967)
Воскресенские ворота Китай-города (1994)


Описание

На противоположной от Успенского собора стороне Соборной площади высится Архангельский собор — княжеская усыпальница, — начатый постройкой в 1505 году. Архангел Михаил почитался покровителем русских князей, поэтому в его честь сооружались в княжеских городах-резиденциях храмы. Постройка Архангельского собора была поручена приехавшему на Русь итальянцу, известному под именем Алевиза Нового. Он, видимо, происходил из круга венецианских зодчих, так как собор наделен чертами архитектурных произведений «жемчужины Адриатики». Алевиз был принужден считаться с желаниями церковных властей. Построенный им шестистолпный и пятиглавый собор по своему типу был близок Успенскому собору. Однако Алевиз, формально подчиняясь требованиям церкви, все же внес в его архитектуру много нового. Так, традиционные лопатки на стенах превратились в пилястры, завершенные красивыми коринфскими капителями. Русские пояса преображены в сложные карнизы с мелким профилем. Поверхности отрезанных карнизами закомар, превратившихся в декоративные кокошники, Алевиз заполняет великолепно выполненными раковинами, часто применявшимися в те годы в Венеции. По их бокам и в их завершении он поставил декоративные детали, покрытые растительным орнаментом (акротерии). Красиво профилированные продолговатые филенки украшают стены. Тем же целям служат и ложные арки с тонкой профилировкой их архивольтов. На западном, главном фасаде Алевиз устраивает парадную лоджию, украшенную фреской. Первоначально собор с севера имел красивую открытую аркаду.
Алевиз тяготел к повышенной декоративности архитектурных форм, что особенно сильно сказалось в порталах храма, обильно украшенных растительным резным орнаментом. С его легкой руки такого рода порталы заменили старые в Благовещенском соборе. Сходные орнаменты нашли себе место на отдельных оконных наличниках Грановитой палаты, не говоря о новой волне увлечения орнаментальностью в начале XVII века, когда сооружался Теремной дворец. Однако основным достоинством собора Алевиза следует считать введение, если так можно сказать, в архитектуру монументальных зданий человеческого масштаба, что проявилось в поэтажном — ярусно-горизонтальном членении стен собора, в применении ордерных форм. Тем самым в архитектуру церковного здания незримо проникали светские черты, столь основательно изменившие русское зодчество столетием позднее.
Оконченный к 1509 году Архангельский собор оказался одним из самых нарядных кремлевских зданий. Он настолько пришелся по душе москвичам, что в течение почти целого столетия служил образцом.
Архангельский собор был, видимо, расписан сразу же после его окончания. Однако в 1652 году фрески почти все были заменены новыми. Хотя в их создании участвовали видные «жалованные изографы» Оружейной палаты — Я. Казанец и С. Рязанец, — все же их росписи уступают сохранившимся фрескам XVI века. Но они интересны попыткой создать портретную галерею московских великих князей и царей.
Иконостас собора был заменен новым в 1680—1681 годах. Художник А. Золотарев написал иконы с применением светотени, перспективы и объемного изображения фигур. Золоченая резьба и новые в русском искусстве того времени ордерные декоративные формы иконостаса создают ощущение определенной торжественности и величественности. Эти декоративные формы получили широкое распространение и известность под условным наименованием «московского барокко», серьезно повлияв на внешнее архитектурное убранство многих зданий.
В иконостасе замечательна икона «Архангел Михаил» начала XV века. Фигура архангела с широко распростертыми крыльями производит сильное впечатление своим изяществом и энергичной, утверждающей позой Архангел поднял сверкающий меч, как бы предостерегающий врагов Москвы. Превосходна цветовая гамма иконы. Алый плащ архангела и узкая алая же лента, перевивающая ножны меча, оттенены холодным голубоватым цветом панциря; золото фона гармонирует с изысканной красочностью этого замечательного памятника живописи эпохи Андрея Рублева.

© М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г.




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура