World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  База данных по архитектуре | Видео | Последние добавления   
тип аккаунта: гостевой  

случайное здание в базе данных: Храм Амон-Ра в Карнаке, Карнак


фото А.А. Александров, 1970 г.
фото А.А. Александров, 1970 г.
фото А.А. Александров, 1970 г.
фото А.А. Александров, 1970 г.
фото World Art
от 2007.06.04
фото World Art
от 2007.06.04
фото World Art
от 2007.06.04

Благовещенский собор


Другие названияCathedral of the Annunciation
СтранаРоссия
ГородМосква
ОкругЦентральный административный округ
РайонТверской
АдресКрасная площадь
альтер. адрес: Соборная площадь
Статуспостроено в период 1484-1489 гг.
Назначениехрамы и церкви, памятник архитектуры
Сайтwww.kremlin.ru
Википедия
Ссылки
В списках
#17 в списке Московский Кремль


На карте мира
Вы можете посмотреть месторасположение этого объекта на карте Google Maps или Yandex Maps точностью до одного метра. Координаты объекта: широта (55.750092), долгота (37.616919)

Это сооружение входит в комплекс зданий
Московский Кремль:
2-я Безымянная башня
Водовзводная башня
Казанской иконы Божией Матери собор
Кутафья башня
Оружейная башня
Памятник Г.К. Жукову
Петровская башня
Церковь Рождества Богоматери (1393)
Успенский собор (1479)
Церковь Ризположения (1485)
Беклемишевская башня (1487)
Благовещенская башня (1488)
Благовещенский собор (1489)
Боровицкая башня (1490)
Константино-Еленинская башня (1490)
Грановитая палата (1491)
Никольская башня (1491)
Сенатская башня (1491)
Спасская башня (1491)
Угловая Арсенальная башня (1492)
Комендантская башня (1495)
Набатная башня (1495)
Средняя Арсенальная башня (1495)
Троицкая башня (1495)
Архангельский собор (1508)
Колокольня Ивана Великого (1508)
Лобное место (1521)
Собор Василия Блаженного (1561)
Царь пушка (1586)
Теремной дворец (1636)
Потешный дворец (1652, 3 эт.)
Патриарший дворец и собор Двенадцати Апостолов (1656)
Царская башня (1680)
Верхоспасский собор и теремные церкви (1681)
Арсенал (1736)
Царь колокол (1737)
Тайницкая башня (1773)
1-я Безымянная башня (1783)
Сенат (1787)
Грот в Александровском саду (1812)
Памятник Минину и Пожарскому (1818)
Большой Кремлевский дворец (1849)
Оружейная палата (1851)
Государственный Исторический музей (1883)
Здание городской думы (1892)
ГУМ (1893, 3 эт.)
Средние торговые ряды (1893)
Мавзолей В.И. Ленина (1930)
14-й корпус Кремля (1934, 4 эт.)
Государственный Кремлевский дворец (1961)
Могила Неизвестного солдата (1967)
Воскресенские ворота Китай-города (1994)


Описание

Южнее Успенского собора, недалеко от кромки кремлевского холма, стоит Благовещенский собор, построенный в 1484—1489 годах на месте более древнего здания; отдельные элементы последнего вошли в состав его нижней части — подклета. Не следует удивляться его небольшим размерам, так как он являлся, по существу, домовой церковью при дворце великого князя, возведенном в те же годы. Постройка собора была поручена артели псковских зодчих, зарекомендовавших себя как хорошие строители. Собор первоначально был трехглавым и имел одноэтажную крытую галерею с крыльцами. Подобный тип трехглавого храма был, видимо, заимствован из владимиро-суздальского зодчества. Псковские мастера возвели новое кирпичное здание на высоком подклете — своего рода белокаменном цокольном этаже, — принадлежавшем, видимо, приделу собора, построенному в начале XV века. Они окружили его обходной галереей-гульбищем (возможно, первоначально также имевшей наружную крытую аркаду). Применив в убранстве мотивы, почерпнутые из архитектуры Успенского собора (например, колончатый с арочками фриз-пояс), псковичи ввели и родные им мотивы псковского каменного зодчества. Так, апсиды и центральную главу украшает «бегунец» — узорный пояс, выложенный из наклонно поставленного кирпича. Центральная глава расположена на восьмигранном постаменте, украшенном кокошниками. Они говорят уже о раннемосковском архитектурном приеме, а форма постамента вновь напоминает о Пскове. Такое сочетание владимиро-суздальских, раннемосковских и псковских форм, хотя и несколько наивно, но далеко не случайно. Подобно тому как под главенством Москвы объединялись русские земли — Новгород, Тверь, Рязань и Псков, — чтобы образовать единое русское государство, так и в архитектуре порой сливались различные приемы и формы под главенством московской архитектуры.
В своем первоначальном виде Благовещенский собор простоял до середины XVI века. В 1564 году по распоряжению Ивана Грозного сооружаются над гульбищем двухэтажные галереи, на которых устраиваются приделы, отмеченные главами. Сам собор, в западной части получив еще дополнительные две главы, становится пятиглавым, что уравновешивает всю композицию. В результате храм, при всем его отличии от собора Василия Блаженного, стал походить на него обилием своих живописно расположенных золотых глав. Белокаменная резьба, примененная в наличниках окон и на столбах галереи, усиливала декоративность его внешнего облика. Северный и западный порталы, переделанные в XVI веке, также покрыты богатейшей резьбой, воспроизводящей итальянские ренессансные мотивы. Южный же портал со сноповидными капителями колонок сохранил первоначальную форму.
Внутри четыре столба несут своды и главы, в западной части храма расположены традиционные хоры, предназначавшиеся для великокняжеской семьи. Пол собора выложен узорной агатовидной яшмой, вывезенной из Ростова по повелению Ивана Грозного.
Летопись сохранила нам рассказ о том, как в 1405 году «начаша подписывати церковь каменую Святое Благовещение на князя великого дворе ... а мастеры бяху Феофан иконик Гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Под словом «подписывать» понимали тогда не только росписи стен храма, но и создание его иконостаса. Произведения Феофана, Прохора и А. Рублева ценили высоко, так как после перестройки собора в конце XV века иконы старого собора были перенесены в новое здание. Общий замысел иконостаса и прориси (рисунки) икон даны Феофаном. Ему же принадлежат три центральные иконы Деисусного чина — «Христос», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», а также икона «Апостол Павел» и др.. Феофан, мастер больших монументальных форм, увеличил размеры икон, доведя их до двух метров высоты. Вместе с тем в его иконах намечаются новые черты, видимо, возникшие под влиянием русских мастеров. Заметно возросло его внимание к силуэту, линии рисунка фигур стали мягче, плавнее, чем это было в его новгородских фресках. Выражение лиц спокойнее, приветливее, без тени той трагичности, которая так ярко выступает в его ранних произведениях. Почти монохромная красочная гамма сменяется в иконах Благовещенского собора изысканными цветовыми сочетаниями: каждый цвет поддержан или оттенен другим.
Икона «Архангел Михаил» написана, видимо, Андреем Рублевым. Ее отмечает необыкновенная лиричность и человеческая теплота образа. Вместе с тем наличие ярко-красного, киноварного плаща предвосхищает последующее пристрастие великого русского художника к чистым и сильным цветам.
Иконы праздничного чина, пострадавшие от пожара 1547 года и последующих «поновлений», написаны, как считают, Прохором из Городца и Андреем Рублевым. Их отличают не только черты новой иконографии, привнесенные Феофаном, но и высокое художественное качество композиции, тонкий линейный ритм, изысканность колористического решения.
Фрески собора были выполнены в 1508 году под руководством Феодосия, сына известного художника Дионисия. Исследователи видят в них влияние иконописи, что сказывается как в относительно небольшом масштабе фигур, так и в колорите росписей.

© М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г.




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура