Заложен как кафедральный собор инфляндских епископов в комплексе с семинарией. Возведен в 1755-1767 гг. генуэзским архитектором А. Паракко вместо деревянного храма XVII в. По градостроительным соображениям обращен алтарем не к востоку, а к северу и главным фасадом - в сторону центра города. В плане напоминает варшавский костел Опеки св. Юзефа (1728-1763), однако имеет более глубокий пресбитерий, приравненный по ширине и высоте среднему нефу. Главный алтарь (окончен в начале XIX в. скульптором К. Ельскисом) архитектурно выделен спаренными круглыми коринфскими колоннами, являющимися частью общей тектонически строгой системы ордерного оформления интерьера. Боковые нефы решены наподобие отдельных капелл, перекрытых небольшими парусными куполами. В 1780-е гг. с восточной стороны хора выстроен придел - капелла св. Доната с четырехколонным киворием. Основа композиции главного фасада, где монументальный центральный ризалит увенчан треугольным фронтоном, восходит к палладианским образцам; первоначально, однако, намечалось обогатить ее двумя фланкирующими башнями (аналогично решению фасада костела девы Марии, королевы польской, 1660-1681, в Варшаве), что не было осуществлено из-за недостатка средств. В костеле имеются три характерные рокайльные исповедальни (2-я половина XVIII в.), коллекция живописных полотен середины XVIII-1-й четверти XIX в. В 1848 г. фресковая живопись главного алтаря (1770-е гг., итальянский живописец Гастольди) была скрыта алтарным образом «Св. Людвик, король Франции перед крестовым походом», созданным по эскизу Я. Матейко краковским живописцем Т. Лисевичем. Отделка наружных фасадов костела окончена в 1830 г. © В. Чантурия, Й. Минкявичюс, Ю. Васильев, К. Алттоа, Белоруссия-Литва-Латвия-Эстония, «Искусство», М., 1986 г. |