Ансамбль Пажайслиса расположен в лесу, на берегу реки Неман. Он строился как монастырь камалдулов-отшельников и частично как мавзолей канцлера Великого княжества Литовского К.3. Паца. Распланирован по принципу четкой осевой симметрии: композиционная ось пересекает монументальные арочные въездные ворота, аллею, длинный одноэтажный корпус гостиного двора (форесториума) с ризалитами и с двухэтажной центральной надвратной частью, большой внутренний двор, по сторонам которого стоят два дома служебного назначения, костел с двумя монастырскими корпусами с галереями и закрытыми двориками, сад с домиками монахов (эремиториум) и трехъярусную башню. Ансамбль сильно пострадал во время Северной войны (начало XVIII в.), а также впоследствии. После поражения национального восстания в Литве и Польше в 1831 г. монастырь камалдулов был упразднен и все его постройки переданы основанному здесь монастырю старообрядцев. Тогда в костеле было разрушено семь мраморных алтарей, уничтожены статуи, забелены или частично переписаны фрески, была переоборудована часть построек. Ядром композиции ансамбля является костел (ширина 30 м, высота 49 м (без креста). Он двухбашенпый, шестиугольный в плане, перекрыт выразительным шестиугольным куполом с фонарем. Структура интерьера отличается большим своеобразием, а отделка - исключительно высокими художественными качествами. Входная часть, пространство костела, пресбитерий (перекрыт глухим куполом) и хор ориентированы по продольной оси, а четыре капеллы, сакристия и зал капитула - симметрично по сторонам. Подчеркнутая вертикальность внутреннего пространства, отделка стен черным и розовым мрамором, гармоничное сочетание всех архитектурных элементов, многочисленные фрески и декоративная лепнина (в технике стукко) создают ощущение приподнятости и радости. Особенно выделяются барельефы (скульптор И. Мерли) и экспрессивные фрески «Поклонение волхвов», «Смерть св. Христофора», «Вознесение девы Марии», «Сон Ромуальда» (флорентийский живописец К.М.А. Паллони). От фресок и лепнины стукко, исполненных в форесториуме, также после 1831 г., до сих пор мало что сохранилось. Необычайная гармоничность и выразительность композиции архитектурного пространства и объемов, а также синтез искусств делают ансамбль одной из вершин в архитектуре эпохи зрелого барокко в Европе. © В. Чантурия, Й. Минкявичюс, Ю. Васильев, К. Алттоа, Белоруссия-Литва-Латвия-Эстония, «Искусство», М., 1986 г. |