Упоминается с 1413 г. Первоначально была выстроена однонефная часть (ныне пресбитерии) в готическом стиле, немного позже к ней была пристроена двухэтажная сакристия с уникальными ячеистыми сводами с самым широким шагом перекрытия в Европе (7,8 м). Остальная часть возведена в середине XVII в. как базилика. Прямоугольный в плане, трехнефный, с пресбитерием, завершенным граненой трехстенной апсидой, собор является самым большим зданием готического стиля в Литве (79,4х33,75 м). Высота среднего нефа 30 м. На углу западного фасада возвышается массивная башня-колокольня (высота 55 м), построенная в XVIII в. Сильно пострадала от войн и пожаров в XVII и XVIII вв; в XVIII в. реставрирована. В 1893-1897 г. к боковой стене пресбитерия была пристроена часовня в неоготическом стиле (архитектор Г. Вернер), отличающаяся особенно изящными пропорциями и формами внутреннего пространства и высокохудожественным декором. В интерьере из готических элементов сохранились лишь сетчатые нервюрные своды в пресбитерии и ячеистые - в сакристии. В нем доминирует стиль позднего барокко. Везде колонны коринфского ордера. Главными акцентами декоративного убранства являются девять алтарей, поставленные в восточных концах нефов и у столбов, скомпонованные так, что пышность его общей композиции нарастает по направлению к величественному экспрессивному двухъярусному главному алтарю (1775) со скульптурами и картиной «Распятие и Мария Магдалина» (неизвестный художник). Особенно большую художественную ценность имеет трехъярусный деревянный алтарь в левом нефе (XVII в.); его полые колонны насквозь прорезаны орнаментом в виде виноградной лозы. Алтарь украшают картины неизвестного художника XVII в. «Вознесение девы Марии» и «Коронование Богоматери», декоративная резьба и медальоны. В других алтарях и на стенах также много ценных в художественном отношении картин, среди них особенно интересны «Обращение св. Павла», «Чудесная ловля рыб», принадлежащие кисти живописца М.Е. Андриолли (конец ХIХ в.). Глубоко органичное соединение стилей готики, барокко и историзма - главное достоинство храма. © В. Чантурия, Й. Минкявичюс, Ю. Васильев, К. Алттоа, Белоруссия-Литва-Латвия-Эстония, «Искусство», М., 1986 г. |