Была сооружена в 1108-1113 гг. Не существующая ныне, она являлась шестистолпным, крестовокупольным, трехнефным храмом. В отличие от других подобных сооружений у ее западной части (притвора) с севера была расположена круглая башня с лестницей на хоры, а с юга - маленький четырехстолпный храмик-крещальня. В XVII-XVIII вв. церковь неоднократно переделывалась. Интерьер древней Михайловской церкви был оформлен уникальными фресками и мозаиками, часть которых при разборке здания была перенесена в Софийский собор: мозаичная композиция, представляющая «Евхаристию», изображения Стефана и Фаддея, а также фреска «Благовещение» и фрагменты других сцен. Мозаики и фрески XII в. из Михайловской церкви являют собой яркую страницу в стилистической эволюции древнерусской живописи, свидетельствуют об освобождении ее от гипнотического воздействия Византии, усилении экспрессии, им присущи большая индивидуализация лиц, живописная группировка персонажей, иной декоративный строй живописи. Вероятно, мозаики св. архидиакона Стефана, св. Фаддея, Дмитрия Солунского связаны с творчеством легендарного художника Печерского монастыря Алимпия. Для живописи мозаик характерно декоративное сочетание изумрудно-зеленых, блекло-зеленых, охристых, золотистых, глубоких фиолетовых, синих и белых тонов. Плотные насыщенные краски, широкие ассистные золотые пробела, умение сообщить фигурам выразительное естественное или скрытое движение дали возможность мастерам создать яркие самобытные произведения живописи. Стиль их возвещает о сложении национальных школ в искусстве Древней Руси. © Г.Н. Логвин, Украина и Молдавия, «Искусство», М., 1982 г. |