Построена в 1620-1622 гг. «государевым гостем» Надеем Светешниковым. Выдержана в типе пятиглавого посадского храма на подклете с галереями, что составляет типичную особенность ярославской архитектуры. Сильно изменена перестройками, особенно в венчающей части. Однако в архитектурном образе храма сохранились черты не только современного ему ярославского зодчества, но и архитектуры XVI в., когда строгость форм и пропорций ценилась больше изукрашенности фасадов. Некоторые черты унаследованы от Спасо-Преображенского собора, например строгие формы двухъярусной аркатуры, круглые «окна» в закомарах и пр. Северный Благовещенский придел храма был домовой церковью Надея Светешникова и трактован в виде самостоятельной миниатюрной церковки. Роспись храма выполнена в 1640-1641 гг. большой артелью мастеров во главе с костромичом Любимом Агеевым, ярославцем Стефаном Ефимиевым и нижегородцем Иваном Муравьем. В росписи большое внимание уделено повествовательным мотивам новеллистического характера. Например, в паперти Благовещенского придела изображена повесть «О юноше, нашедшем злато и утопленном монахами». Образ пастуха Василия поражает своим демоническим профилем, показывая, насколько далеко ушла живопись XVII в. от идеализированных образов XV-XVI вв. Роспись камеры под колокольней представлена «Видением Иоанна Лествичника».Усиление фантастичности показательно для живописи XVII в. © Г.К. Вагнер, Старые русские города, «Искусство», М., 1980 г. |