Церковь Бориса и Глеба построена в 1152 г. в типе придворнокняжеского храма с четырьмя подкупольными столпами, несущими одну главу. Второй ярус восточной части храма не сохранился. Существующая глава - поздняя. Фасады храма декорированы довольно скупо - только аркатурным пояском, идущим вокруг стен на уровне второго яруса. Порталы имеют двухуступчатый профиль, еще без колонок. «Перспективность» уступов сближается с романским стилем, но это крайне условно, так как романские порталы перекрыты горизонтальной балкой, что образует тимпан, которого нет ни в одном владимиро-суздальском портале. Техника белокаменной кладки, дотоле известная только в Галицко-Вольшской Руси, вызвала теорию о галицко-волынском происхождении строителей Юрия Долгорукого. Она остается неопровергнутой. Под хорами в нише аркосолия сохранилась роспись конца XII в. с изображением жены Юрия Долгорукого в императорских одеждах (!). На хорах роспись носит растительный характер (Рай), предвещая роскошную резную орнаментику соборов в Суздале и Юрьеве-Польском. Где-то поблизости от церкви Бориса и Глеба находились княжеские хоромы, но остатки их не обнаружены. © Г.К. Вагнер, Старые русские города, «Искусство», М., 1980 г. |