Построена в 1374 г. «уличанами Ильины улицы». Первоначальное трехлопастное покрытие искажено поздней восьмискатной кровлей. В декоре храма еще более увеличивается тяга к узорочью народного характера (бегунок, сухарики, розетки), хотя традиционные культовые мотивы продолжают сохранять свою ведущую роль (кресты-«голгофы» и пр.). В 1378 г. храм был расписан Феофаном Греком (единственная новгородская работа Феофана, засвидетельствованная документально). Роспись пострадала от различных поновлений и пожаров. Возможно, что последним объясняется ее несколько однообразный коричневатый колорит. Наилучшей сохранностью отличаются фрески купола: Пантократор с архангелами и серафимами, праотцы и пророки, а также расположенного на хорах Троицкого придела («Троица» и фигуры столпников). Исполнение отличается темпераментностью кисти, как будто «бегающей» вне всякого рисунка (графьи), но вместе с тем неукоснительно точной. Экспрессивность и эмоциональная напряженность образов выражают ведущую стилистическую линию эпохи, определяемую как «русское Предвозрождение» (Д. С. Лихачев). Особенно сильное впечатление производят образы столпников, в которых Феофан Грек выразил свой идеал высокоодухотворенного подвижника. Масштабно увеличенная фигура среднего ангела в «Троице» достаточно традиционна, но чрезвычайно широкая манера живописи и сила психологического обобщения превышают все созданное ранее. © Г.К. Вагнер, Старые русские города, «Искусство», М., 1980 г. |