Построена князем Ярославом Владимировичем в 1198 г. на новом загородном княжеском дворе. Последняя постройка новгородских князей. Образец нового придворно-княжеского жанра архитектуры. Храм небольшой, четырехстолпный, одноглавый, с хорами. Лестница на хоры идет в толще западной стены. Троечастное членение фасадов асимметрично. Кладка стен - довольно свободная. Храм полуразрушен в Великую Отечественную войну и восстановлен. От великолепной росписи конца XII в. (1199) сохранились нижние части. Особой выразительностью отличались сцены «Страшного суда» на западной стене. Четко оконтуренные фигуры, крупные черты лица, широко открытые («фиксирующие») глаза апостолов при довольно свободной манере письма характеризуют местное переосмысление византийского идеала. Суровость и некоторая тяжеловесность образов сочетаются с жизненностью их восприятия и понимания, что ведет к преодолению канона, то есть к своеобразному «средневековому реализму». Роспись аркосолия центральной апсиды, в отличие от фрески «Страшный суд», характеризуется более орнаментальной манерой живописи и более стройными пропорциями. Различия в манерах замечаются и в остальных частях росписи храма, что дало основание считать ее исполнителем довольно большую артель (примерно десять мастеров). В нише южной стены изображен князь Ярослав Всеволодович, подносящий модель храма Христу. Эта часть росписи выполнена в 1246 г., по-видимому, в память о князе, погибшем в этом году. (Высказано мнение, что в росписи изображен не Ярослав Всеволодович, а новгородский князь Иоанн, в связи с чем фреска относится к концу XII в.) На великокняжеском плаще видны изображения орла (одноглавого), появившиеся в конце XII в. в резьбе Дмитриевского собора. © Г.К. Вагнер, Старые русские города, «Искусство», М., 1980 г. |