Построен как бы в противовес Софийскому собору, протекторат над которым перешел в начале XII в. к епископу. Отсюда - громадные размеры Никольского собора, его первоначальное пятиглавие на позакомарном покрытии (пятиглавие и закомары утеряны при перестройке в конце XVII в.). Однако вместо пяти (а с круговыми папертями - даже семи) нефов Софии в Дворищенском соборе только три нефа, из которых центральный очень широкий. Во внутреннем пространстве меньше единства, меньше живописности, оно геометрически более расчленено. От древней росписи собора, выполненной в первой четверти XII в., сохранились небольшие фрагменты в нижней части, скрытой более поздним (XVI в.) подцерковьем. Здесь изображена композиция «Иов на гноище», лучшей частью которой является полуфигура жены Иова. По стройности и плавности силуэта, а также по эллинизирующим чертам лица живопись восходит к киевским традициям. © Г.К. Вагнер, Старые русские города, «Искусство», М., 1980 г. |