Фасад собора замыкает собой довольно обширную почти квадратную пьяцца дель Дуомо и не является наилучшим аспектом этого здания. Построенный уже в XIX веке, он несет на себе явственную печать суховатой и весьма приблизительной стилизации. Гораздо интереснее приближаться к собору сзади, особенно от пьяцца Фонтана и прилегающих к ней узких кривых улиц. Отсюда видны высящаяся над домами алтарная часть церкви и возносящийся вверх из сплошного леса мраморных башенок шпиль над средокрестием. Особенно эффектно все это выглядит под вечер или во время столь частых здесь весной дождей, когда ажурный силуэт здания кажется постепенно тающим в туманном воздухе. Миланский собор — крупнейшее создание готической архитектуры в Италии. Это единственный мраморный готический собор Европы. Его начали строить в 1386 году при герцоге Джан-Галеаццо Висконти, по-видимому, заальпийские мастера. Строительство продолжалось в XV- XVI веках. В Амброзиане хранятся рисунки Леонардо да Винчи некоторых архитектурных деталей строившегося собора. Башня со шпилем над средокрестием, увеличившая высоту собора до 108,5 метра, была возведена в 1765-1769 годах, а фасад, как уже говорилось, заканчивался в XIX веке. Интерьер собора, длина которого достигает 148 метров, а ширина 57,5 метра (в трансепте - 87,8 метра), разделен на пять нефов пятьюдесятью двумя огромными пучкообразными столбами. Когда входишь внутрь, то оказываешься как бы в гигантском лесу, полумрак которого то здесь, то там прорезают разноцветные полосы света, падающего из витражей. Вошедшего поражает прежде всего абсолютный масштаб этого пространства, его кажущаяся беспредельность. Здесь человек теряется, чувствуя себя маленьким, незаметным. Впрочем, такое впечатление создается лишь в серые, пасмурные дни. В иное время, когда потоки солнечных лучей со всех сторон вливаются в собор, его пространство теряет свою кажущуюся иррациональность, приобретая, напротив, строгость и ясность. Тогда интерьер собора особенно величествен. Но нельзя судить о Миланском соборе, не поднявшись на его мраморную кровлю. Переходя по крыше боковых нефов, поднимаясь по лестницам на крышу центрального, а затем - на башню, постоянно чувствуешь необычайную силу этой архитектуры, мощную и в то же время утонченную, напряженную и по-своему гармоничную. Рациональность основных элементов архитектуры чувствуется постоянно, ибо при всей своей сложности они прослеживаются всегда с исключительной ясностью. Но это не привносит ни сухой функциональности, ни аскетичности: те же архитектурные формы, выполнив свою конструктивную роль, преображаются как бы от переизбытка сил, распускаясь цветами причудливого скульптурно-архитектурного декора. При этом каждый поворот, каждый шаг открывают поразительное богатство быстро сменяющихся архитектурных картин. Готический собор всегда воспринимается как живое существо, в вечном росте то быстром, то едва заметном. Он исполнен духа становления материи, подчас кажущегося самопроизвольным, растительным. Эта архитектура и поднимает человека, увлекая его своим порывом ввысь, и как бы растворяет его в своих стремительных ритмах, подчиняет себе. © В.Н. Прокофьев, По Италии, «Искусство», М., 1971 г. |