В 1839—1844 годах по проекту А.И. Штакеншнейдера напротив Исаакиевского собора возвели Мариинский дворец, принадлежавший вел. кн. Марии Николаевне. Дворец, как и Исаакиевский собор, является характерным памятником эпохи, переходной от классицизма к эклектике. Его объемное решение подчинено традиционной трехчастной схеме, но трактовка ордерных форм заметно отличается от классической. Из-за однотонной окраски пилястры и трехчетвертные колонны значительно меньше выделяются на фоне стен и уже не играют столь важной роли в ритмической организации фасада, как вертикальные членения классицистических построек, всегда акцентированные цветом. Ордер Мариинского дворца — не столько основа композиции, сколько один из многочисленных декоративных мотивов, использованных архитектором. Здание кажется излишне грузным, в нем не чувствуется той отточенности пропорций, которой обязаны своей красотой лучшие сооружения Кваренги, Захарова, Росси и их современников. Богато декорированы парадные помещения дворца, образующие эффектно построенную анфиладу. Она открывается приемным залом, находящимся над главным вестибюлем. Вслед за ним расположена двухъярусная ротонда, окруженная каннелированными колоннами коринфского ордера и завершенная куполом. С ротондой связан прямоугольный в плане зал с хорами в торцовых частях, которые тоже оформлены ордером. Анфилада заканчивалась просторным зимним садом, в настоящее время не существующим: в 1906—1907 годах по проекту архитекторов Л. Н. Бенуа и М. М. Перетятковича он был перестроен и приспособлен для заседаний Государственного совета. Важна градостроительная роль Мариинского дворца. Хотя его объем и не может уравновесить громадный собор, все же он воспринимается в пространстве Исаакиевской площади как сильный акцент, способный придать завершенность застройке. © Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г. |