Тяжелая по массам и пестрая по декоративной отделке, она вошла в застройку центральной части города инородным телом. Но ее силуэт играет весьма активную роль, особенно в панораме Марсова поля, открывающейся со стороны Невы. Шатер церкви и поднимающийся по другую сторону Михайловского сада шпиль Инженерного замка воспринимаются как высотные доминанты, определяющие местоположение крупных ансамблей. Церковь, называемая также храмом «Спаса на крови», строилась с 1883 до 1907 года по проекту архитектора А. А. Парланда. Ее соорудили там, где народоволец И. И. Гриневицкий 1 марта 1881 года брошенной бомбой смертельно ранил царя Александра II. Место взрыва бомбы было включено в интерьер церкви. Это повлекло за собой необычное расположение здания на самой набережной; для колокольни даже потребовалось сделать специальный выступ, загромоздивший русло канала. Проектируя церковь, Парланд воспользовался широким набором декоративных мотивов, заимствованных главным образом из московского и ярославского зодчества XVII века. Композиционной основой здания служит кубический объем, завершенный традиционным пятиглавием, но место центральной главы занимает высокий шатер. Вплотную к основному «четверику» приставлена грузная колокольня, завершение которой слегка напоминает столп Ивана Великого в Московском Кремле, а нижняя часть — колокольни ярославских церквей. Стены облицованы разноцветными керамическими плитками и изразцами с орнаментами, купола имеют яркое полихромное покрытие. Перегрузка композиции разнообразными деталями делает ее излишне дробной, беспокойной. Фасады и интерьер храма украшают многочисленные мозаичные панно, которые были исполнены в мастерской А. А. и В. А. Фроловых по эскизам нескольких художников, в том числе В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. П. Рябушкина, В. Е. Савинского. В частности, Васнецов написал эскизы для мозаик на евангельские сюжеты, заполняющих фронтоны крылец, которые расположены по обе стороны колокольни. По эскизу Нестерова набрано панно, находящееся в кокошнике северного фасада, обращенного в сторону Невы. Церковь Спаса на крови резко диссонирует со своим классическим окружением, но во многом именно за счет этого воспринимается как значительный архитектурный акцент в центральной части города. © Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г. |