К числу лучших произведений Кваренги относится здание Смольного института, одного из привилегированных женских учебных заведений Петербурга. Смольный институт построили в 1806—1808 годах по соседству с монастырем, проектировавшимся Растрелли. Но он был не первым сооружением эпохи классицизма в этом районе. План Смольного решен в форме растянутой буквы «П». Главный вход, расположенный в центре, отмечен восьмиколонным ионическим портиком, основанием которому служит массивная рустованная аркада. Колоннадами украшены и торцы симметричных крыльев. Здание выглядит торжественно-спокойным, величавым, и эти черты его облика прямо противоположны сложной динамике живописных масс Смольного монастыря, чьи купола возвышаются рядом. Торжественную архитектурную тему главного фасада Смольного института продолжает композиция его актового зала, размещенного в южном крыле здания. Коринфские колонны, облицованные белым искусственным мрамором, разделяют зал на три нефа. Декоративное убранство интерьера лаконично, строго, только торцовые стены украшены лепными фризами, а над дверью помещены изображения Слав. С потолка свисают люстры, сделанные из алебастра. Выполненные по рисункам Кваренги, они отличаются легкостью и изяществом силуэта. Территория, примыкающая к Смольному институту, до революции представляла собою заброшенный пустырь. Вскоре после победы Октября было решено благоустроить эту территорию, подчеркнув историческое значение здания Смольного как штаба Октябрьского вооруженного восстания. Ответственную градостроительную задачу решили архитекторы В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейх. По их проекту в 1924—1925 годах у Смольного была спланирована полукруглая площадь Пролетарской диктатуры, окруженная оградой со скамьями. Въезд с площади на территорию Смольного выделили два пятиколонных тосканских портика, которым придан вид торжественных пропилеев. Колоннады пропилеев и центральный портик Смольного образуют четкую по ритму композицию, формирующую стройную перспективу въездной аллеи. В начале 1930-х годов по обеим сторонам аллеи, ведущей от площади к входу в Смольный, были разбиты скверы, спроектированные архитекторами В.А. Щуко и А.И. Гегелло совместно с известным мастером-садоводом Р.Ф. Катцером. © Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г. |