В архитектуре классицизма широко применялась типично городская система композиции, при которой фасады построек выводились на линии улиц. В раннем классицизме примерами использования такой системы стали Академия художеств и Гостиный двор. Аналогичный принцип положен в основу планировочного решения Главного почтамта — одного из замечательных памятников строгого классицизма. Бывший «почтовый стан» был построен по проекту Н. А. Львова в 1782—1789 годах в самом центре города, недалеко от Адмиралтейства. Три корпуса почтамта, вытянутые вдоль улиц, окружали в прошлом обширный двор, в котором находились конюшни и сараи для почтовых карет и пассажирских дилижансов. Фасады здания решены сдержанно и строго. Центр каждого из них выделяет тосканский портик с широко расставленными колоннами; симметричные крылья заканчиваются ризалитами. Первый этаж имеет вид рустованного цоколя, а верхние объединяет ордер. Здание почтамта дошло до нашего времени в перестроенном виде. В 1903 году его внутренний двор был перекрыт остекленной крышей и превращен в современный операционный зал. Еще в 1859 году архитектор А. К. Кавос возвел переброшенную над нынешней улицей Союза связи арку с крытой галереей, соединившую почтамт со зданием на другой стороне, тоже принадлежавшим почтовому ведомству. © Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г. |