В 1783-1787 годах в эрмитажный комплекс вошло здание театра. Оно соединено с Большим Эрмитажем высокой аркой переброшенной через Зимнюю канавку. Вместе с гранитными мостами арка образует единственную в своем роде композицию придающую неповторимое очарование этому уголку. Проект Эрмитажного театра разработал архитектор Джакомо Кваренги. Главный фасад Эрмитажного театра, выходящий на Дворцовую набережную, украшает коринфская колоннада, поднятая на высокий рустованный цоколь. Повторив композиционную схему фасадов Большого и Малого Эрмитажей, Кваренги органично включил свое произведение в застройку набережной; при этом, однако, зодчий дал свой вариант решения темы. В отличие от портика Малого Эрмитажа, колоннада театра декоративна: колонны здесь связаны со стеной, выступая из нее лишь на три четверти диаметра. Но воспринимаются они иначе, чем декоративные колонны фасадов Зимнего дворца. Если мастер барокко Растрелли не скрывает декоративной роли своих колоннад, ставит одну из них на другую и частыми креповками антаблемента как бы «разгружает» их, то Кваренги, наоборот, стремится создать иллюзию работающей конструкции. Поэтому нижней части стен за счет рустовки придается ощущение большей массивности, а антаблемент выполняется как единая балка, всей своей тяжестью ложащаяся на колонны. Так зодчий следует одному из важнейших принципов классицизма, утверждавшему, что «украшение только то у места, которое вид надобности имеет». Зрительный зал Эрмитажного театра, полукруглый в плане, невелик по размерам, но нарядная декоративная отделка придает ему торжественный, «дворцовый» характер. Над местами для зрителей, расположенными амфитеатром, поднимаются коринфские колонны, облицованные искусственным мрамором; между ними в нишах помещены статуи Аполлона и девяти муз, а в верхнем ярусе стен — барельефные медальоны. © Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г. |