Строительство Эрмитажа началось в 1764 году с его южной половины под руководством Ю. М. Фельтена. Фасад южного павильона на Миллионной улице возведен в формах, близких барокко. Этот павильон, как и северный, был вначале трехэтажным. В 40-х годах XIX века архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов надстроили его еще на один этаж. Тогда же приобрели современный вид висячий сад и две картинные галереи, протянувшиеся вдоль него. В 1766—1768 годах возвели северный павильон Эрмитажа — по проекту, разработанному приехавшим из Франции архитектором Ж.-Б. Валлен-Деламотом. Обращенный к Неве фасад павильона (по имени строителя называвшийся Ламотовым) разделен, подобно Зимнему дворцу, на два яруса. Но решены они в соответствии с принципами не барокко, а классицизма. Первый ярус с высокими полуциркульными окнами воспринимается как устойчивый цоколь, пьедестал для портика, который объединяет два верхних этажа. Колонны портика отделены от стены и несут антаблемент, завершенный аттиком со скульптурной группой. Такая «конструктивная» трактовка колонн — как реально работающих опор — существенно отличает классицизм от барокко, использовавшего ордер преимущественно в декоративном варианте. Обращение к иным стилистическим приемам не помешало Деламоту хорошо согласовать свою постройку с Зимним дворцом. Оба здания имеют почти одинаковую высоту, а их горизонтальные членения совпадают. Близок к Зимнему дворцу и характер пластики фасада Эрмитажа, усиленной за счет глубокой рустовки, применения ордера и декоративной скульптуры. © Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г. |