World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  База данных по архитектуре | Видео | Последние добавления   
тип аккаунта: гостевой  

случайное здание в базе данных: Омнитурм, Франкфурт-на-Майне



Александро-Невская лавра


Другие названияСвято-Троицкий Александро-Невский монастырь
СтранаРоссия
ГородСанкт-Петербург
АдресАлександра Невского площадь, 1
Статуспостроено в период 1710-1785 гг.
Назначениехрамы и церкви, памятник архитектуры
АрхитектураД. Трезини, Т. Швертфегер, П.-А. Трезини, М. Д. Расторгуев



В этот комплекс входят сооружения
Лазаревское кладбище
Некрополь деятелей искусств
Троицкий собор
Благовещенская церковь (1725)


Описание

Стремясь скорее превратить город в столицу, Петр I, обычно мало заботившийся о делах церкви и всегда боровшийся с ее притязаниями на власть, основал в 1710 году новый Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь, который с 1797 года стал лаврой. Место для него выбрали при впадении в Неву Черной речки — там, как тогда считали, новгородское войско во главе с князем Александром Ярославовичем в 1240 году нанесло поражение шведам (на самом деле битва произошла при впадении реки Ижоры в Неву). Петр I приказал «каменное монастырское строение расположить на правом берегу Черной речки, временное деревянное же — на левом берегу». Так возле Петербурга начал складываться крупный монастырский комплекс. Примечательно, что монастырь создавался в честь реального исторического лица, полководца, князя Александра Невского, причисленного «к лику святых».
В 1717 году Д. Трезини выполнил проект каменных монастырских зданий. Их предполагалось разместить на прямоугольной формы участке вдоль Невы. К большому храму — центру ансамбля с двух сторон тремя уступами должны были сходиться корпуса с кельями монахов. Ступенчатые линии этих построек намечалось замкнуть двумя флигелями. От собора к Неве планировалось создать регулярный партерный сад, а по другую сторону обширный хозяйственный двор.
Осуществление проекта началось с возведения северной линии корпусов келий и примыкавшего к ним трехэтажного флигеля с куполом на граненом барабане. В этом здании, строительство которого завершилось в 1722 году, разместили две церкви: нижний этаж заняла Благовещенская, а верхний — Александро-Невская. В облике этой части монастырского комплекса до сих пор сохраняются особенности, характерные для архитектуры петровского времени. Простота композиционного решения корпуса келий и церковного флигеля оттеняется сложной пластикой фасадов небольшой пристройки к последнему (здесь размещена парадная лестница), возведенной в середине XVIII столетия в формах развитого барокко.
Ансамбль Александро-Невского монастыря формировался в течение нескольких десятилетий, в его создании участвовали разные зодчие. В конце 1710-х годов руководство строительными работами от Д. Трезини перешло к приехавшему из Германии Т. Швертфегеру. Он разработал новый проект собора. При строительстве его технические просчеты привели к появлению опасных трещин в стенах и сводах. В 1755 году почти законченное здание пришлось разобрать до основания. В середине XVIII века к сооружению монастыря был привлечен П.-А. Трезини. К 1750 году он закончил в соответствии с первоначальным замыслом возведение южной линии корпусов келий, которую завершила Федоровская церковь, аналогичная по композиции и формам Благовещенской.
В 1755—1767 годах архитектор М. Д. Расторгуев осуществил строительство зданий, опоясывающих монастырский двор, предусмотренных проектом Швертфегера.
Закончилось формирование монастырского ансамбля в последней четверти XVIII века.
Составной частью ансамбля монастыря является и оформление парадного въезда в него со стороны города, осуществленное по проекту Старова. В конце Невского проспекта архитектор спланировал большую круглую площадь, обнесенную невысокой каменной оградой. В центре ее в 1783—1785 годах были построены въездные ворота в виде массивного двухэтажного сооружения с надвратной церковью. Главный его фасад обработан пилястрами большого дорического ордера.
В ансамбль площади вошли и два небольших двухэтажных дома, расположенных по обеим сторонам Невского проспекта. Согласно замыслу Старова, они выполняют роль своеобразных пропилеев перед въездом в монастырь. Так архитектор блестяще справился с очень сложной задачей включения замкнутого барочного ансамбля в городской организм.

© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура