World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  База данных по архитектуре | Видео | Последние добавления   
тип аккаунта: гостевой  

случайное здание в базе данных: Сони Сити Осаки, Токио



Петровские ворота


СтранаРоссия
ГородСанкт-Петербург
АдресПетропавловская крепость
Статуспостроено в период 1714-1718 гг.
Назначениепамятник архитектуры
АрхитектураДоминико Трезини



Это сооружение входит в комплекс зданий
Петропавловская крепость:
Алексеевский равелин
Монетный двор
Невская пристань
Невские ворота
Церковный дом
Васильевская куртина (1703)
Головкин бастион (1703)
Государев бастион (1703)
Екатерининская куртина (1703)
Зотов бастион (1703)
Кронверкская куртина (1703)
Меншиков бастион (1703)
Нарышкин бастион (1703)
Невская куртина (1703)
Никольская куртина (1703)
Петровская куртина (1703)
Трубецкой бастион (1703)
Иоанновский равелин (1704)
Комендантский дом (1704)
Кавальер (1705)
Иоанновский мост (1707)
Петровские ворота (1718)
Комендантское кладбище (1720)
Васильевские ворота (1729)
Никольские ворота (1729)
Кронверкские ворота (1732)
Петропавловский собор (1733)
Иоанновские ворота (1740)
Инженерный дом (1749)
Обер-офицерская гауптвахта (1749)
Ботный дом (1765)
Секретный дом (1797)
Цейхгауз (1802)
Главное казначейство (1838)
Здание мер и весов (1841)
Дом Фондовых капиталов (1844)
Каретник (1846)
Здание архива Военного министерства (1895)
Обер-офицерский флигель (1900)
Великокняжеская Усыпальница (1908)
Штаб-офицерский флигель (1908)
Кронверкский мост (1938)


Описание

В ходе строительства каменной крепости в 1714—1718 годах Доминико Трезини создал ее главные въездные ворота, названные Петровскими. Шестнадцатиметровой высоты каменная декорация, наложенная на массив стены, создает впечатление самостоятельного монументального сооружения. Оформление проезда, устроенного в линии оборонительных укреплений, имеет вид триумфальной арки. Подобными постройками отмечались все крупные победы русских, одержанные в Северной войне: освобождение Орешка, победа под Полтавой, при Гангуте, Гренгаме и другие. Воздвигнутые из недолговечных материалов, они быстро ветшали и разбирались — потому до нас не дошли. Петровские ворота — единственное уцелевшее произведение подобного рода. Композиция ворот не отличается большой сложностью. Сильно выступающий карниз разделяет сооружение на два яруса, из которых нижний равен по высоте крепостным стенам. Этим подчеркивается связь ворот с оборонительными укреплениями. В центре ворот находится въездная арка. Боковые части, благодаря тому, что они выдвинуты вперед и оформлены пилястрами, воспринимаются как массивные пилоны. Первоначально нижняя часть ворот была обработана каменными рустами, что придавало ей еще большую массивность. В XIX веке их заменили штукатурной облицовкой. Верхнюю часть композиции, решенную в виде аттика, венчает лучковый фронтон. Плавно изогнутые волюты создают постепенный переход от его упругого изгиба к горизонтали мощных крепостных стен. В декоре ворот широко использована скульптура. Языком аллегорий и символов она раскрывает идейное содержание памятника — прославление государственной мудрости и военных успехов Петра I. В центре аттика находится деревянный резной барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» скульптора К. Оснера, созданный еще для деревянных ворот, которые стояли на месте каменных. Сюжет этот воспринимался людьми того времени как аллегория победы Петра I над Карлом XII. По сторонам от него помещены две рельефные композиции работы П. Федорова, состоящие из предметов военного снаряжения (шлема, лат, труб и др.) и установленные в 1730-х годах взамен первоначальных. Кроме них, сохранился горельеф в тимпане фронтона, а также две статуи в нишах «пилонов», изображающие Афину в образах Паллады (победоносной воительницы) и Полиады (покровительницы города). Над аркой помещен прекрасно выполненный скульптором-литейщиком Ф. Вассу герб России в виде двуглавого орла. Светло-серые ворота с коричневатыми резными рельефами, позолоченным и частично раскрашенным гербом, эффектно выделяясь на фоне красно-кирпичных стен, обретают мажорное звучание, свойственное триумфальным сооружениям. Петровские ворота, как и все сооружения Петербурга первой половины XVIII века, были возведены в формах барокко. Этот стиль родился в Италии XVII столетия.

© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура