World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  База данных по архитектуре | Видео | Последние добавления   
тип аккаунта: гостевой  

случайное здание в базе данных: Отель-ван-Этвельде, Брюссель



Петропавловский собор


СтранаРоссия
ГородСанкт-Петербург
АдресПетропавловская крепость
Статуспостроено в период 1712-1733 гг.
Назначениехрамы и церкви, памятник архитектуры
Высота122 м.
АрхитектураДоминико Трезини, И.П. Зарудный



Это сооружение входит в комплекс зданий
Петропавловская крепость:
Алексеевский равелин
Монетный двор
Невская пристань
Невские ворота
Церковный дом
Васильевская куртина (1703)
Головкин бастион (1703)
Государев бастион (1703)
Екатерининская куртина (1703)
Зотов бастион (1703)
Кронверкская куртина (1703)
Меншиков бастион (1703)
Нарышкин бастион (1703)
Невская куртина (1703)
Никольская куртина (1703)
Петровская куртина (1703)
Трубецкой бастион (1703)
Иоанновский равелин (1704)
Комендантский дом (1704)
Кавальер (1705)
Иоанновский мост (1707)
Петровские ворота (1718)
Комендантское кладбище (1720)
Васильевские ворота (1729)
Никольские ворота (1729)
Кронверкские ворота (1732)
Петропавловский собор (1733)
Иоанновские ворота (1740)
Инженерный дом (1749)
Обер-офицерская гауптвахта (1749)
Ботный дом (1765)
Секретный дом (1797)
Цейхгауз (1802)
Главное казначейство (1838)
Здание мер и весов (1841)
Дом Фондовых капиталов (1844)
Каретник (1846)
Здание архива Военного министерства (1895)
Обер-офицерский флигель (1900)
Великокняжеская Усыпальница (1908)
Штаб-офицерский флигель (1908)
Кронверкский мост (1938)


Описание

Одним из наиболее выдающихся памятников первого периода строительства города на Неве стал огромный каменный собор, заложенный в мае 1712 года в центре крепости на месте разобранной деревянной церкви. Двадцать один год шло его строительство, возглавляемое Доменико Трезини. В 1733 году храм был окончен и освящен во имя апостолов Петра и Павла. Прямоугольный в плане собор разделен внутри массивными пилонами на три нефа, что сближает его с европейскими культовыми зданиями базиликального типа. В объемно-пространственной композиции главенствующее положение занимает прекрасная по силуэту колокольня над западным входом. Ее форма напоминает о широко распространенном на Руси приеме ярусного расположения постепенно уменьшающихся объемов, который, однако, получил в этой постройке иную трактовку. Вместо типичных для русских церквей шатровых завершений здесь — высокий золоченый шпиль. Пронизанная стремительным движением вверх, колокольня легко взлетает над крепостью. Установленный на конце шпиля флюгер в виде парящего ангела и размещенные в верхнем ярусе часы с курантами придали постройке подчеркнуто светский характер, что было свойственно всему искусству петровского времени. Колокольня воспринималась, скорее, как смотровая вышка крепости, как главный высотный ориентир молодого города. Недаром Петр требовал ускорить ее строительство, и, несмотря на огромные технические трудности, колокольню, имевшую высоту 106 метров, окончили на десять лет раньше собора, в 1723 году.

Колокольня Петропавловского собора и поныне занимает видное место в панораме Ленинграда. Однако в наши дни это сооружение выглядит несколько иначе, чем в начале XVIII столетия. В 1756 году молния попала в шпиль, он загорелся и рухнул, повредив крышу храма. Через десять лет колокольню восстановили «точно так, какова прежняя была». В 1830 году кровельщик П. Телушкин совершил чудо: без лесов, с помощью одной веревки он поднялся на вершину шпиля, чтобы укрепить поврежденный флюгер. В 1857—1858 годах шпиль перестроили по проекту архитектора К. А. Тона, заменив обветшавшие деревянные конструкции металлическими, системы инженера Д. И. Журавского. В результате перестройки высота шпиля увеличилась и составляет теперь 122,5 метра.

Рядом с колокольней основной объем собора, над алтарной частью которого на высоком барабане возвышается купол, кажется не таким уж большим. Раньше фасады здания были выкрашены в синий цвет, и на этом фоне контрастно выделялись белые пилястры, карнизы, оконные наличники и другие детали декора. Позднее стены собора обрели однотонную окраску, что значительно снизило силу художественного воздействия архитектурной композиции.

Интерьер Петропавловского собора — просторный, залитый светом — необычен для русских храмов. Исполненные на холсте видными живописцами первой трети XVIII века А. Матвеевым, И. Вельским, Г. Гзелем и другими панно на евангельские сюжеты размещены над окнами. Расписаны только своды перекрытия. Великолепный резной иконостас выполнен не в традиционной форме декоративной стенки с ярусным расположением икон, а напоминает триумфальную арку. Сходство это не случайно: современники воспринимали яркий, с богатой пластикой иконостас собора как своеобразный памятник победы России над шведами.

Автором этого уникального произведения был разносторонне одаренный московский зодчий И.П. Зарудный. С 1722 по 1727 год под его руководством над созданием иконостаса трудилось около сорока искусных резчиков, столяров и позолотчиков. Виртуозно выполненная композиция свидетельствует о свободном владении мастерами всем богатством барочной орнаментики, сочетающейся с традиционным древнерусским узорочьем. Под сводами собора в 1725 году был погребен Петр I, и с этого времени храм стал царской усыпальницей. В 1896—1908 годах рядом с ним архитектор Л.Н. Бенуа по эскизному проекту Д.И. Гримма возвел перекрытое куполом здание, предназначенное для захоронения членов царской семьи.

© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура